Шкерясь по просторам сети - увидел очень симпатичный пикапчик из ГАЗ-69. Полез копать - и наткнулся на интересную и практически неизвестную страничку советского автопрома, где вообще масса "белых пятен".
1.
Но сперва небольшой пролог, краткое историческое обзирание, а там и к главной теме поста. Во времена далёкие, теперь почти былинные, в Прибалтике существовали автопром и мотопром. Причём весьма самобытные и интересные.
Более всего отметилась Латвия. Сперва рижская фабрика Александра Лейтнера в восьмидесятых годах позапрошлого века начала производство велосипедов под маркой "Россия", а в самом конце века - и автомобилей, а затем и мотоциклов. Чуть позже, в 1907-м, подтянулся промышленный гигант - рижский Русско-Балтийский вагонный завод, к 1909 году наладивший серийный выпуск автомобилей под маркой "Руссо-Балт". После революции в метрополии её западные провинции на два десятилетия оказались предоставлены сами себе. В 1936 году было образовано акционерное общество "Vairogs", которое на базе вагоностроительного завода "Феникс", договорившись с Ford, в 1937 году наладило отвёрточную сборку легковых и грузовых моделей Ford. После войны в 1949-м на базе Рижского авторемонтного завода создали Рижский завод автобусных кузовов, ставший в 1954-м Рижской Автобусной Фабрикой (RAF).
Во времена "первой независимости" в Латвии было весьма развито и велопроизводство. В июне 1940 года крупнейшее предприятие было экспроприировано советской властью и получило новое название - Рижский велосипедный завод "Красная звезда" (латыш. Sarkanā zvaigzne), на котором в конце пятидесятых в придачу к велосипедам был налажен выпуск мопедов, ставших очень популярными.
В советской Литве на Каунасском авторемонтном заводе KAG с 1956 по 1979 годы было выпущено около 12 000 автобусов на шасси ГАЗ-51. В конце семидесятых на базе Вильнюсского авторемонтного завода талантливый советский раллист Стасис Брундза начал заниматься подготовкой ВАЗовских "Жигулей" для соревнований. Позже предприятие получило название "Вильнюсская Фабрика Транспортных Средств", широко известное в мире социалистического автоспорта под аббревиатурой VFTS.
На Экспериментальном заводе спортивной техники "Вихур" ЦК ДОСААФ Эстонской ССР изготавливали гоночные автомобили и мотоциклы - раллийные "Лада-Вихур" и мотоциклы Vihur, а Таллиннский опытный авторемонтный завод Госкомитета Эстонской ССР по транспорту строил гоночные автомобили "Эстония".
Однако было в советской Эстонии ещё одно предприятие, практически неизвестное за пределами республики, строившее мелкой серией очень интересные автомобили - предприятие "Сельхозтехника" в посёлке Нуйа (ныне город Каркси-Нуйа (Karksi-Nuia)) Эстонской ССР с использованием деталей от грузовиков ГАЗ и собственных. Основную продукцию его составляли специализированные фургоны на базе УАЗ-452, но куда интереснее цельнометаллические закрытые джипы на базе ГАЗ-69 и УАЗ-469, строившиеся для государственных охотхозяйств, если я правильно сумел понять кривость гуглоперевода с ээээссстооонскккого. Хотя советская Прибалтика всегда была "почти заграницей" - потому могли и в частные руки продавать, но это лишь мои домыслы.
2.
На шасси ГАЗ-69, а после появления УАЗ-469 и на его шасси, устанавливались полностью закрытые кузова, имевшие в основе кабину от ГАЗ-52, у которой отрезалась задняя стенка и пристраивался собственный кузов, куда более просторный и комфортабельный, чем спартанские "исходники", имевший нормальные полноценные двери с опускными стёклами.
3.
При всём автомобиль получился ещё и весьма симпатичным и гармоничным внешне, выглядевший не кустарщиной, а как промышленный образец. Машины строились "под конкретного клиента", а потому двух одинаковых практически не сыскать.
4.
С приходом на конвейер в Ульяновске УАЗ-469, по части "комфортабельности" оказавшийся достойным преемником ГАЗ-69, в Нуйа начали "окультуривать" и их.
4.
Правда, выпендриваться с "утрясением внешности" не стали, пойдя по пути наименьшего сопротивления: повторять боковину сложной формы не стали, аккуратненько законцевав переднее крыло по кромке двери. 5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Такой машины - простой конструктивно и в освоении серийным производством, проходимой и комфортабельной, остро не хватало народному хозяйству, но все попытки запустить подобное закончились ничем. Проекты завода "Москвич" за много лет так и не вышли дальше нескольких опытных образцов, газовский посчитали слишком сложным и дорогим в освоении, да и там планировался пикап. Более поздняя "Нива" с несущим кузовом, несмотря на отличную проходимость, всё-таки была больше "кроссовером", чем "честным" и простым джипом.