Внезапно.
В Сокольниках тихой сапой начала работу экспозиция под названием "Завод ЗИЛ. 100 лет легенде!". В трёх выставочных залах представлены автомобили, макеты, дизайнерские рисунки, оригиналы чертежей и многое другое.
Кто-то даже поспешил окрестить это музеем ЗИЛа. Но это вовсе не нашедший новое пристанище музей, находившийся в старом здании заводоуправления на Автозаводской улице, где сейчас по странной прихоти судьбы размещён зал хоккейной славы.
Экспозицию организовал МСЦ-6 АМО ЗИЛ. Это частная контора, образованная пару лет назад на останках ЦЛА - цеха легковых автомобилей, он же механосборочный цех №6, где штучно собирались автомобили высшего класса для обслуживания советской партийной элиты. Новым владельцам достались все активы, включая оборудование, станочный парк, запас деталей и материалов, плюс - каким-то образом - несколько экспонатов из заводского музея.
Производственный персонал также почти в полном составе сохранил за собой рабочие места. Занимаются они в основном ремонтом и реставрацией старых правительственных ЗИЛов, а также потихоньку клепают новые - из имеющегося задела комплектующих.
Организация эта обожает пиариться. В частности, приглашает известных блоггеров, анонсирует выпуск новых моделей, выставляется на Московском автосалоне и Олдтаймер-Галерее. Есть мнение, что нынешний показ исторической техники - мероприятие того же характера. Однако посетить его всё равно стоит.
Адрес выставки: Сокольнический вал, 1А. Это всего 5 минут пешком от метро "Сокольники", что весьма удобно.
Снаружи ничто не намекает на близость ретро-экспозиции, ни красочный рекламный плакат, ни хотя бы листочек на входных дверях. Впрочем, открытие пока состоялось только техническое, официальное будет после Нового года. Но посетителей уже пускают и даже денег за вход не берут - говорят, по крайней мере до конца января. При этом билетик дают (входная цена на нём не указана).
Смотрителями выставки отрекомендовались две милые девчушки, правда, мне показалось, что они несовершеннолетние (серьёзно!). Поскольку я там был единственный посетитель, обе ходили за мной как привязанные. Не скажу, что этот эскорт меня напрягал, в конце концов, ничего дурного я не замышлял. Но как-то сомнительно, что они смогут обеспечить сохранность экспонатов перед лицом нашей обычной быдловатой публики.
Первое, что видит перед собой визитёр - белоснежный ЗИС-101А на деревянном подиуме. Пока - без ограждений и верёвочек, но что-то мне подсказывает, что их скоро поставят. И хотя этот 101-й успел засветиться на мартовской ОГИС, увидеть его снова приятно.
Слева стоят бронированный ЗИС-115 и полноприводный ЗИС-110П (в состоянии "реставрация не завершена"). К ним, как видно, с любой стороны уже не подойдёшь :(
А на стене напротив этой парочки - роскошный, растянувшийся на несколько метров сборочный чертёж, выполненный американской фирмой Budd, поставлявшей кузовные штампы для производства ЗИС-101. У меня на фото - маленький его кусочек, даже не половина.
Небольшой проход сбоку ведёт в соседнее помещение, изображающее сборочный участок. Там выставлены рама и кузов в сборе седана ЗИЛ-41041, на стенах развешаны кузовные панели, плюс за кадром остался верстак с тисками, инструментами, кучей деталей и небрежно разложенным чертежом.
Самый большой и светлый зал - третий, в нём аж восемь машин, и вполне можно впихнуть ещё несколько. Слева от входа притулилась парочка "Юностей" второго поколения, одна с высокой крышей и классическим элегантным оформлением передка, другая - обезображенная блок-фарами от ВАЗ-2105 и дурацкой решёткой (это не "колхоз", такие тоже выходили с завода в 90-е годы). Состояние обеих машин, к сожалению, далеко от идеального.
С другой стороны - троица представителей последнего поколения советских членовозов:
лимузин 41047,
седан 41041
и "прогулочный кабриолет" (по терминологии МСЦ-6) 410441, собранный в этом году к ММАС.
А чуть дальше, у окна, стоит, пожалуй, главная звезда экспозиции - недавно отреставрированная пассажирская "Синяя птица" ЗИЛ-49065! Ну, тут просто слов нет, одни эмоции!
Насколько я знаю, до сих пор увидеть аналогичные машины из состава поисково-спасательного комплекса можно было всего в двух местах: Военно-техническом музее в Черноголовке и музее УГМК в Верхней Пышме (но там она ещё числится в запасниках и не включена в основную экспозицию).
Осталось показать ещё пару машин.
Великолепно сложенный седан ЗИЛ-117, если не ошибаюсь, 1971 года выпуска. Лично я считаю его самым красивым из всех автомобилей, созданных для отечественной партийной номенклатуры.
Да, пока выставка не наводнена посетителями, приглядывающих за экспонатами девушек можно вежливо попросить открыть дверь или капот, и они, скорее всего, не откажут :)
Мертворожденный ЗИЛ-4102, экземпляр цвета беж, известный под прозвищем "Райка".
Как я уже упоминал в самом начале, в экспозиции есть на что посмотреть и помимо машин. Вот, к примеру, уголок технической эстетики: рисунки перспективных моделей и вариантов окраски.
Деревянные макеты.
Накапотные эмблемы.
И подкапотные таблички.
Образцы отделочных материалов.
Ещё чертежи (здесь: кабриолет ЗИЛ-111В).
И это далеко не всё. В общем, повторюсь, выставка стоящая. Если абстрагироваться от некоторых недоделок (типа частичного отсутствия пояснительных табличек, которые, видимо, появятся вместе с ограждениями), то "ложка дёгтя" у меня только одна. Настенные информационные стенды содержат очень много грамматических ошибок и оформлены вразнобой, всяк в своей манере. Наверное, так оно и было задумано организаторами (каждой исторической эпохе - собственный стиль), но результат выглядит аляповато и местами безвкусно. Тем не менее, общее позитивное впечатление это почти не портит.
Ну и, жаль, конечно, что экспонаты настоящего музея ЗИЛ "где-то там", вдали от посторонних глаз. Я бы с удовольствием взглянул на стоявшие там шикарные модели в масштабе 1:5, да и сохранившийся до наших дней АМО-Ф-15 - где он? На этой выставке им самое место!