Коль скоро правила сообщества дозволяют постить фото из музеев, хотел поделиться съемкой из музея компании Skoda Auto в городе Млада Болеславе, что в Чешской Республике, как известно. Сразу оговорюсь, что того музея уже нет, так как примерно через месяц после моего визита открылось новое реконструированное здание заводского музея, где гораздо больше всего вкусного. Но там, я думаю, я еще побываю, а пока что пара дюжин фото из старого, уже в некотором роде исторического, музея.
Как гласит корпоративная легенда, в 1894 молодой книготорговец из города Млада Болеслав по имени Вацлав Клемент купил велосипед немецкого производства. Когда ему понадобилась какая-то запчасть, он написал письмо производителю и получил ответ примерно следующего содержания: "мы не понимаем вашего чешского языка, пожалуйста, пишите по-немецки". Что собой представляла австро-венгерская империя конца XIX - начала XX века знает каждый, кто читал "Похождения бравого солдата Швейка", поэтому немудрено, что национальная гордость Клемента была столь сильна, что он решил открыть свою мастерскую по ремонту велосипедов, что и успешно сделал на пару со своим компаньоном Вацлавом Лаурином. Лаурин к тому времени уже успешно выпускал велосипеды под собственным именем, примерно такие:
Через пару лет компаньоны освоили уже и выпуск мотоциклов под маркой Slavia.
В 1905 году компания Laurin&Klement начала выпуск автомобилей. В музее представлен L&K Typ S 1911 года:
В 1924 году фабрика Laurin&Klement была частично уничтожена пожаром и возникла угроза банкротства. При таких обстоятельствах компанию приобрел чешский машиностроительный концерн Skoda, производивший вооружение, паровые турбины, корабли и локомотивы. Первые несколько лет автомобили продавались под двойным наименованием Laurin&Klement Skoda. В музее представлены два L&K Skoda 110 1928 года - открытая двухместка:
И четырехдверный фаэтон:
К началу 30-х годов название Laurin&Klement отбрасывается, и отныне машины носят название просто Skoda. Довоенные модели представлены в музее целой россыпью машинам, в которых можно капитально запутаться - так они все друг на друга похожи. Итак, в порядке расстановки. Две Skoda 422 Tudor, с открытым и закрытым кузовами (1930):
Skoda Typ 633 1935 года:
Skoda 420 Popular (справа) и 418 Popular 1936 года (слева):
Кабриолет Skoda Rapid typ 901 1937 года (слева) и еще одна Skoda 422 (справа):
Skoda Favorit 1938 года:
Skoda Popular 418 typ 927 1939 года (справа) и еще один Popular неопознанного типа в более раннем кузове. Да, как мы видим, далеко не все машины в музейном состоянии.
Еще две Skoda Popular конца 30-х, с мягким и жестким верхом:
Skoda Popular typ 912 1937 года (справа):
Далее идут послевоенные модели. Армейский внедорожник Skoda Babeta typ 973 1953 года (слева) и Skoda 1200 (справа):
Skoda 450 roadster 1959 года:
И последняя самостоятельная разработка чехов, Skoda Favorit (в виде 4-дверного седана, не пошедшего в серию):
Также в музее представлено два "боевых" раллийных автомобиля.
Skoda 130 RS:
и Skoda Favorit:
Последними в музее стоят несколько концепт-каров. Skoda Roomster, который впоследствии пошел в серию практически в таком же виде:
Skoda Yeti, который также стал серийным автомобилем, хотя и с более скромным обликом:
И никогда не производившееся опытное купе на базе Superb.
В завершение пару слов про общие впечатления. Конечно, видно, что музей переезжает, и большая часть экспонатов уже перевезена. По сути, это временная экспозиция, в которой бок о бок стоят как хорошо отреставрированные машины, так и совершенно ободранные экземпляры. На этих фото показаны абсолютно все экспонаты, которые были в музее на момент моего посещения (конец осени прошлого года). Также у музея были богатые запасники, в которых хранились некоторые интересные образцы. Поэтому я надеюсь, что новый музей смог принять в себя большую часть того, что показывалось в разные годы в старом музее, а также все собрание из запасников. В свою очередь, если мне приведется в ближайшем будущем вновь оказаться в Млада Болеславе, обещаю подробнейшим образом отфтографировать новый музей и поделиться фото с вами.