Редкий обрубок из Новокубика

Jan 07, 2016 18:59

Мотался вчера по работе в Новокуйбышевск (привет, праздничные каникулы!). Ко мне присоединился коллега из Самары, а на точке нас встречал третий коллега - из числа местных. Торчать пришлось на свежем воздухе, колотун-бабай стоял неприятный, с диким ветроганом, и чем дольше находился в Новокубике, тем быстрее хотелось свинтить домой, в родное село (потому что Новокуй - не Париж). А мы все трое, помимо прочего, еще и большие любители транспорта, в том числе пассажирского. Ну и в процессе вспомнили, что с конца декабря в Н-ске на маршрутах работают три новых ЛиАЗа. Два из них - ничего особенного, а вот третий весьма любопытен. Закончив с делами и отогревшись в уютном заведении, решили таки пересилить усталось + погодные условия и поймать/пощупать редкий автобус.



Он действительно пока еще редкий. Один не только в наших краях, но и вообще в России за пределами отдельно взятой Московской области. Да к тому же единственный выставочный образец, выпущенный Ликинским автобусным заводом, то есть нафарширован неплохо. Из примерно 80 штук ЛиАЗ-5292.60 в таком исполнении все, кроме данного конкретного, работают в Подмосковье.

Хотя любопытна машина не только этим: насколько могу вспомнить, легендарный ЛиАЗ еще никогда не выпускал пассажирский транспорт такого класса за почти 60 лет производства автобусов (!). Большой вместимости - да (родные многим ЛиАЗ-677, ЛиАЗ-5256, ЛиАЗ-5292), особо большой - да ("гармошки" ЛиАЗ-6212, ЛиАЗ-6213), а вот коротыши - впервые, да к тому же начал всего полтора года назад, в 2014-м.



Так-то я поначалу отмахивался (при всей любви). Во-первых, машину поставили на маршрут, по которому выполняется всего пять рейсов в день. Во-вторых, маршрут этот двумя словами такой: Новокубик - глухая промзона - депрессивная жопа мира. В-третьих, базовые машины Ликинского автобусного мы и так юзали-знаем, поэтому никаких чудес от нового 5292.60 не ожидалось. Но любопытство таки победило, отловили и поехали обкатывать.



Раз уж решились, то делать это надо было не для галочки, а от конечной до конечной. Маршрут начинается от единственной в городе автостанции. Причем посадка организована оригинально: пассажиры садятся с одной стороны дороги, остановочный павильон же стоит на противоположной обочине.



Ход понравился, очень плавный, и скорость "обрубок" (так его называют сами транспортники, не я придумал) набирает резво. На прямых и годных по качеству участках дороги вне города он легко пилит 80-82 км/ч (засекал по навигатору в мобиле) и это с битком заполненным людьми салоном.



В салоне имеются четыре травмобезопасные форточки вида "не суй руки и голову, да не оторвешь ты их". Рядом висят предупреждения не открывать эти самые форточки, ибо "РАБОТАЕТ КОНДИЦИОНЕР!!!!!" (стилистика сохранена). Зная особенности отечественного пассажирского извоза (конкретно в провинции), можно даже к бабке не ходить - ближе к лету предупредительные бумажки исчезнут, потому что кондишн работать не будет. Он увеличивает потребление соляры. Машина ж дизельная, а не газовая, наперекор новому тренду, закрепленному постановлением правительства (эх и бунтарствуют в Н-ске). А топливо в автохозяйствах исторически принято экономить (всем, думаю, ясно, кто и как это делает). По крайней мере, так происходит везде, включая населенный пункт, где живу, и машин, оборудованных кондиционером, у нас штук 10-12, плюс-минус. Новокуйбышевск абсолютно точно не тот город, который способен стать исключением.

Салон (с частично низким полом), вид от кабины:



А раз пол низкий, то в порог средней двери ожидаемо вмонтирован откидной пандус для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья. По задумке производителя посадка происходит так: колясочник подъезжает к двери, нажимает спецкнопку, водитель выходит в салон и откидывает пандус. Понятно, что в реальной жизни шофер и без доп. сигнала видит инвалида и действует по инструкции. Впрочем, за последний десяток лет (с тех пор, как в наших краях массово появились низкопольники) лишь однажды видел, чтобы инвалид-опорник пользовался общественным транспортом.

В общем, на деле и пандус, и специально отведенное для колясочника место в углу средней накопительной площадки, выполняют чисто декоративную функцию (но - а вдруг). Некоторые автобусостроители даже прикручивают к месту инвалида персональный ремень безопасности. В данном ЛиАЗе - нет. Хотя присутствует специальный раздвижной поручень. Вот он в штатном положении:



А вот в рабочем:



Очень понравился отдельный "кабинет" (слева) в задней части салона. Там прям камерно и уютно:



Торпеда водителя:



Справа от приборки воткнута другая панель, на которой размещены АГУ и монитор, как часть системы видеонаблюдения:



Да, машина оборудована сразу девятью (!) камерами, картинка с них в режиме онлайн выведена под правую руку шофера. По одной камере дополнительно выведено на улицу спереди и сзади.



Под наблюдением весь салон, нет ни одного глухого уголка:



Салон, вид вперед. Кресла, чесгря, не впечатлили - и спине неудобно, и заднице жестковато:



Шкафчик с электрикой и электроникой вписан в перегородку кабины водителя. На материнской для этого автобуса классической модели ЛиАЗ-5256 он располагался под окном слева от водителя и был доступен только с улицы.



Электронное инфотабло на потолке в передней части салона. Дата, время, температура воздуха, название следующей остановки, цена проезда - да и вообще любые объявы сверх перечисленных базовых.



Машина, повторюсь, выставочная. В течение целого года, с сентября 2014-го по сентябрь 2015-го, Ликинский автобусный завод катал её по многочисленным отечественным автовыставкам. Экземпляр презентовался, демонстрировался и искал покупателя в Нижнем Новгороде, Питере, Брянске и Ярославле. Пока в итоге три недели назад не осел в Новокуйбышевске. Здесь уже навсегда, его купили и передали единственному местному муниципальному пассажирскому предприятию. Поскольку автобус сошел с конвейера не вчера и успел изрядно покататься по стране (пусть и с туристическими целями), то достался транспортникам с существенным дисконтом.



Как по мне (исключительно личное мнение), то на базе таких коротышей лучше бы делать пригородники (салон с пригородной компоновкой, то есть без накопительной площадки и с мягкими креслами в два ряда). В городском исполнении и для городских же перевозок, как этот новокуйбышевец, машина все-таки маловата.

С такой рестайлинговой облицовкой морды в Самарской области ЛиАЗы уже есть, появились в Тольятти примерно год назад. Но, во-первых, все они (в количестве 10 штук) сочленённики ЛиАЗ-6213.22, а во-вторых, не работают на городских маршрутах. Их закупил крупный химзавод для ведомственной перевозки своих сотрудников:



Два других автобуса, поступивших в Н-ск вместе с коротким - классические ЛиАЗ-5293.60. Модель уже относительно старая, ничего интересного. Один из этой пары вчера тоже попался, но уже по дороге домой, вон из Новокубика:



Ну и так как праздники для кого-то все еще продолжаются, то до кучи приложу и новогоднее фото коротыша. С ёлочкой. Даже с тремя:



Это он на конечной остановке в селе Малое Томылово, включенном в состав города лет 10 назад. Неожиданно и эффектно смотрится на фоне деревенского пейзажа.



Такой коротыш.

лиаз, автобусы

Previous post Next post
Up