«Моя жизнь монотонна: я охочусь за курами, люди охотятся за мной», - говорил Лис из «Маленького Принца». Это про нас, про школу. Монотонность - вот проблема. Похожие один на другой уроки, парты в ряд, почти армейская дисциплина. Дети устают не от труда, а от однообразия и вынужденного безделия: сидеть неподвижно, слушать ответы одноклассников у доски, выполнять команды учителя.
А это дети, еще вчера игравшие в подготовительной группе детского сада. Слишком резкий переход - еще одна родовая травма. Разнообразие, активность, возможность выбора - вот что нужно ребенку. И не только для того, чтоб «не скучал», не из-за баловства, а потому что только так - через игру и деятельность, через движение и общение - он может чему-то научиться.
Итак, учебный день ученика первого (второго, третьего и четвертого) класса в нашей школе.
Первые четыре урока ведет учитель. Это «основные предметы»: математика, русский язык, чтение, естествознание. Вроде бы обычные школьные уроки, но проходят они не обычно.
Первое, что бросается в глаза - парты стоят «большими квадратами», сдвинуты вместе два стола - так чтобы можно было работать группе из 3-4 детей. Ведь приятнее видеть лица одноклассников, чем их затылки. Почему в обычной школе парты стоят рядами? Потому что надо слушать учителя, молчать и еще раз слушать! У нас, кроме этого, надо работать. Индивидуально: с книгой, карточками; и в группах: говорить, обсуждать, рассказывать…
Но парты - это не главное. Класс вообще не похож на «класс». На стенах вместо таблиц «звонких и глухих звуков» - рисунки детей, тексты, написанные ими на разных уроках и, как правило, напечатанные на компьютере. Стеллажи с книгами, ящички с карточками - это индивидуальные задания по математике, русскому языку, естествознанию; материалы для поделок, настольные игры, конструкторы. Отдельный шкаф - уголок для опытов: весы, магниты, емкости для воды, батарейки, лампочки… Дети не сидят за партами весь день, они могут ходить по классу, взять со стеллажа книгу, выбрать карточку с заданием, подойти к учителю, если возникает такая необходимость.
Но и обстановка класса - не самое главное. Уроки проходят по-другому.
Русский язык. В основе - не правила и исключения, а тексты, написанные учениками по разному поводу - «свободные тексты». Возможность выразить себя через листок бумаги для ребенка так же важна, как возможность самовыражения через игру, рисунок, движение. Дети пишут по один-два таких рассказа в неделю. Текст обсуждается с учителем, ошибки правятся. Итог работы - публикация или в журнале класса, или в газете на стене, на сайте в интернете. Это важно для любого человека - видеть результат своего труда!
Чтение - постановка литературных спектаклей.
Математика - опора на детский опыт, математика в реальной жизни первоклассника: что можно измерить, подсчитать, сравнить.… И система индивидуальных заданий на разноцветных карточках
Естествознание и история - видеофильмы, опыты, наблюдения, работа с книгами
Первые два урока еще как-то похожи на уроки. В основном это коллективная работа в рамках общей темы (проекта). А вот третий и четвертый - это главным образом работа индивидуальная. Кто-то решает математические задачки, кто-то пишет тексты по русскому языку или читает книгу. У каждого ученика есть свой план работы - Маршрутный лист. Он планирует свою работу на неделю, отмечает, что удалось сделать. Конечно, учитель «контролирует процесс»: он может обратить внимание ребенка на то, что ему, например, не удаются примеры на «деление трехзначного числа на двухзначное», и посоветовать взять карточку с нужным заданием.
Мы начали с того, что первые четыре урока ведет учитель. Это не совсем так, эти уроки ведут два человека: учитель и куратор класса. Куратор - воспитатель, психолог, «вторая мама»; человек, который стремится всегда видеть в ученике ребенка (а не наоборот), - присутствует на этих уроках-мастерских и помогает учителю вести их.
5 урок - вкусный обед(!) и прогулка на улице. Кстати, у нас трехразовое питание: завтрак, обед и полдник.
Вторая половина дня:
6-7 уроки - студии. Рисунок, гончарная мастерская, театральная студия, музыка, шахматы, хореография. Также после обеда проходят уроки английского языка (2 раза в неделю) и уроки физкультуры (3-4 раза в неделю). Английского языка в начальной школе немного. Ежедневный английский и второй иностранный язык будут в средней школе. Пока дети маленькие - другие приоритеты: рисунок, музыка, спортивные игры. То, что потом не наверстаешь.
8-9 уроки - прогулка на улице, игры. Наша школа действительно находится в «прекрасном уголке Подмосковья», среди елей и сосен в три-четыре детских обхвата, и хочется, чтобы дети могли нагуляться вдоволь и подышать «воздухом соснового леса». Если погода не прогулочная - игры и разные интересные занятия вместе с куратором класса: конструктор, настольные игры, ручной труд (вышивание, лепка, моделирование), ролевые игры, чтение вслух (давно забытое занятие!). Пусть это покажется кому-то несерьезным, но Игра - самое важное и серьезное занятие для ребенка семи-восьми лет. Любой психолог скажет, что только наигравшийся ребенок станет счастливым взрослым….
17-00 - автобусы отправляются. Конец дня. Одного дня из жизни ученика начальной школы нашего Лицея.
( Это фрагмент из книги "Попытка другой школы").
Перепост со странички Рустама Курбатова