Фото как бизнес

Apr 15, 2013 17:11

«Заводы стоят - одни гитаристы в стране, блять» (С. Шнуров).

А людей, называющих себя фотографами, у нас сегодня еще больше, чем гитаристов. И поэтому многие молодые люди ошибочно считают, что попытка стать профессиональным фотографом - как минимум обреченное дело. А то и вовсе наивная детская глупость. Но опрос среди профессионалов, проведенный блогом Autengold, однозначно показывает - при определенной доле таланта, трудолюбия и правильно выбранной тактике развития, можно добиться больших успехов - и относительно больших денег. В посте говорим о том,

- сколько стоит обозваться фотографом?
- талант или даже обезьяна научится?
- где прячутся незанятые ниши?


Миф о «не пробиться»

Конкуренция в сфере фотографии достаточно жесткая, но специфичная. Да, сейчас так получается, что каждый, у кого есть «зеркалка» - уже «фотограф». Поэтому «фотографов» как грязи. Но на самом деле, если убрать новичков и убрать криворуких - то конкуренции не так уж и много, уверяют нас профессионалы. При этом в больших (платежеспособных) городах спрос на их услуги довольно большой.

Особенно это касается сейчас свадебной сферы. Тут все очевидно - поколение последнего совкового «бэйби бума» начала 1980-х гг. активно женится, а желание попонтоваться заставляет многих не очень-то экономить на фотографе. В итоге свадьбы пока справляются регулярно, и человека с «зеркалкой» в ЗАГСе встретишь чаще, чем, скажем, родителей жениха.


Что касается сферы СМИ, могу от своего аутенгольдовского лица подтвердить - хороших репортажников сегодня днем с огнем не сыщешь. В редакции, с которыми я сотрудничаю, приходит много ребят, поднаторевших в художественной съемке. Но таких, чтоб были заточены под СМИ, практически нет. Мастера «старой закалки» не такие уж, мягко говоря, мастера (про важность понтов см. ниже) - да и с новейшей техникой дружат далеко не все. А вот чтобы умел пробежаться впереди шагающего губернатора, если надо, или на крышу комбайна вовремя залезть, да еще сфотографировать - это дорогого стоит.

Профессиональные навыки нарабатываются, умение приходит с опытом. Все фотографы (опрошенные, конечно) сходятся во мнении, что тут важнее само желание «пробиваться» - много фотографировать, быть на виду, разбираться в технике и развивать вкус. А главное, - научиться продавать свой продукт.

Пробиться можно. Но это будет зависеть от многих факторов, часть из которых не сказать, чтобы цинична - но очень уж приземлена. Например, оказаться "в нужное время в нужном месте", "иметь связи", умение "подать себя" и т.д. Сфера услуг строится иногда даже не на голом профессионализме, а на степени раскрученности и уровне пафоса. Поможет все: оригинальная непошлая визитка, непошлый же шарфик для антуража, свой именной сайтик, паблик. Блог в ЖЖ, в конце концов)))

Куда расти

Склонность к художественному восприятию тоже нужна, но она развивается, и. кажется, быстрее, чем музыкальный слух (коль мы сравниваем с гитаристами)). Если вы не метите в мировые мастера и гении, то, скорее всего, нужный вкус у вас есть/будет. Хотя метить в гении надо энивэй.

В деле саморазвития все средства хороши. Нужно смотреть на работы тех, кто нравится - и брать у них мастер-классы. Посещать выставки, читать профессиональную литературу (даром, сейчас это все вообще не проблема).

Некоторые посещали специальные курсы, другие нет. «Все освоено через интернет уроки, - отвечает мне один молодой и уже состоявшийся фотограф. - Но, по идее, курсы нужны. Скорее даже не курсы, а посещение мастер-классов. Но опять же - чаще всего стоит это невменяемых денег. Поэтому посещать мастер-класс гуру, который покажет вам одну фуську в обработке и платить за это 10000 рэ… .ну можно конечно. Но стоит ли?».

Сколько стоит оборудование



Пфф, тут все очень сложно, потому что все зависит от запросов-амбиций и кучи других субъективных факторов. В принципе, для репортажной съемки в газету достаточно купить какой-нибудь цифровой Sony NEX-5 (не реклама) - этого будет достаточно.

Если журналы, художественная съемка - то нужен как минимум «зеркальный аппарат». Минимум вложений - это сам аппарат стоимостью около 40-50 тыс. руб., пара объективов (еще столько же), вспышка и мелочи (карта памяти, сумка и т.п. - примерно еще 20 тыс.). Итого минимум около 120 тыс. руб. Аппаратура справа на фото стоит дороже, но и отдача может быть совсем иной.

В идеале нужно как минимум 3 объектива - широкоугольный объектив (архитектура, творческий портрет и репортаж), зум 18-200мм (универсальная съекмка, спорт), и светосильный 50мм для портретов. А дальше - да кому что интересно - есть куча объективов на разный вкус и кошелек. Техника подбирается исключительно под твои задачи. «Не думаю, что всем на свете людям с фотоаппаратом нужен «рыбий глаз» или дорогущий и длиннющий телеобъектив», - пишет мне один из ребят.

Сфера применения


Жизнь прозаична.  И обычно заработок «среднего профессионального фотографа» - это частная репортажная съемка. Свадьбы, дни рождения, крестины и т.д.

Что характерно - кошельки у людей разные, и тут каждый выбирает по себе. «Я не снимаю свадьбы дешевле 50 тыс. руб. за день работы, - говорит мне один мой хороший друг. - Отсеиваются многие, зато те, кто соглашается, - платят. В итоге ведь каждый готов заплатить ровно то, что он сам для себя уже наметил. И если человек был нацелен заплатить 50 тыщ, а ему говорят - я сделаю за 20 - такого не наймут. Кроме того, более богатые клиенты и дружат с более богатыми людьми, а сарафанное радио по-прежнему самая действенная реклама».

Но можно идти и другим путем, чё нет-то. Фотография - это дело, которое необходимо любить. Если нет такого отношения - результат не будет хорош. То же и с жанрами фотографии: если нравится снимать портрет или пейзаж - практикуйся, публикуй, и будешь заметен - следовательно, сможешь зарабатывать. Всё на твое усмотрение.

Что еще? Ну знаю лично пару ребят, весьма успешных, специализирующихся на фотографиях для Интернет-магазинов. Продают там, скажем, сантехнику. Или болты. Или фаллоимитаторы. А эти снимают. Недорого за одно фото, конечно, зато относительно простые требования и сразу большой объем.

Нераскрученная пока сфера - пресс-портреты для чиновников и бизнесменов (актуально уже скорее для провинциальных городов, чем для столиц, но тем не менее). Небольшая фотосессия на полчаса  может принести хороший «недельный» доход. Выходите сразу на персону, не надо на первом этапе пресс-службы. А то они там сидят не чешутся, а как поступает подобное предложение пофоткать шефа - наровят сунуть своего знакомого мальчика (ну, так рассказывают). В будущем можно развивать бизнес во всех направлениях. Снять небольшое помещение для студийной съемки. Для генерации кэша посадить мальчика - пусть делает фото на документы.

Если говорить о коммерческой перспективе, то еще, фотографы говорят, никогда не подешевеет гламурная фотография & fashion, пейзаж. А еще детское направление. Те, кто отсвадьбился, сейчас уже начали рожать. Некоторое время этот процесс еще продлится. Так что лови волну ;-)

© AutengoldПредыдущий текст в этой рубрике - СМИ КАК БИЗНЕС
PS Ожидаю тонну-другую возражений от Фотографов и "фотографов". Конструктив/дополнения приветствуется.
Репост и закладки  повышают карму. Add Autengold to friends помогает в жизни. ))
Фото Правительство РО, Денис Дубовер

как бизнес

Previous post Next post
Up