По сравнению с австрийцами, российские продавцы намного более серьёзно относятся к достоверности информации на ценниках. Всё дело в том, что в России и Австрии защита прав потребителей по данному вопросу кардинально расходится. В то время как российский покупатель имеет полное право требовать от продавца ту цену, которая обозначена на ценнике, у австрийского покупателя этого права нет! Цены, которые указаны на ценниках или в
рекламных проспектах, являются в Австрии (и Германии, кстати, тоже) "ценами без обязательств" и допускают наличие в них ошибок. Таким образом, если по ценнику у товара - одна цена, а на кассе отображается другая (которая почти всегда выше!), то покупатель в Австрии не может требовать от кассира пробить товар по цене на ценнике (даже предъявив неоспоримые доказательства: фото неправильного ценника или тык пальцем на косячный ценник). Максимум, что покупатель может сделать в случае обнаружения ошибки - это отказаться от покупки и отставить товар на кассе.
Заметить ошибку, правда, не всегда просто. Одно дело, когда вы покупаете 1-2 вещи - тогда вы, скорее всего, обратите внимание на несоответствие цен. Другое дело, когда вы закупаетесь продуктами на неделю: тут уж никакой памяти не хватит сравнивать пробиваемые цены с теми, которые были указаны на ценниках! Да и какой смысл сверять, если всё равно отспорить меньшую цену не получится?
Ну и если вы спросите: "А часто ли в Австрии расходятся цены в кассовом чеке с ценами по ценнику?", скажу так: раньше это были единичные случаи, но в последнее время "косяки" значительно участились! У особо подозрительных покупателей (типа меня) даже порой закрадываются подозрения: а так ли случайны эти ошибки?… Или же это своеобразная попытка создать иллюзию у покупателей, что повышение цен, охватившее Европу за последние месяцы, коснулось этого магазина не так ощутимо, как других? Дело в том, что лично я неоднократно сообщала на кассе об ошибках: кассиры выслушают, покивают, но зайдя через какое-то время в этот же магазин, я вижу, что никто ничего не исправляет. Поэтому-то у меня и возникло подозрение, что неспроста все эти ошибки… ох, неспроста…
***
Im Vergleich zu Österreichern nehmen russische Händler die Richtigkeit der Angaben an den Preisschildern viel ernster. Das liegt wohl daran, dass der Verbraucherschutz in Russland und Österreich in dieser Hinsicht grundlegend unterschiedlich ist. In Russland hat der Kunde das volle Recht, den auf dem Preisschild angegebenen Preis zu verlangen. Bei österreichischen Verbrauchern ist es genau umgekehrt! Die Angaben am Preisschild oder im
Werbeprospekt sind in Österreich (und in Deutschland übrigens auch) unverbindlich. Wenn der Zahlungsbetrag an der Kasse plötzlich höher ist, kann der Käufer in Österreich also vom Kassierer nicht verlangen, die Ware zum ausgezeichneten Preis zu verkaufen (selbst wenn man ein unwiderlegbarer Beweis hat: ein Foto des falschen Preisschildes oder gar ein falsches Preisschild in der Hand). Alles, was man im Falle eines Fehlers tun kann, ist, den Kauf zu verweigern und die Ware an der Kasse zurückzulassen.
Es ist allerdings nicht immer leicht, einen Fehler zu erkennen. Wenn man nur 1-2 Sachen kauft, ist es nicht so schwer, eine Preisdiskrepanz zu merken. Wenn man aber Lebensmittel für eine ganze Woche einkauft, ist es anders: Da reicht wohl kein Gedächtnis aus, um die Preise auf dem Kassenbon mit denen auf den Preisschildern zu vergleichen! Und was nützt die Kontrolle, wenn man auf den günstigeren Preis ohnehin nicht bestehen kann?
Und wenn ihr mich fragt: "Passiert es oft in Österreich, dass die Preise auf dem Kassenzettel von den ausgezeichneten Preisen abweichen?", muss ich Folgendes sagen. Früher waren es Einzelfälle, aber in letzter Zeit sind die Fehler viel häufiger geworden! Besonders misstrauische Kunden (wie ich) zweifeln manchmal, ob diese Fehler tatsächlich zufällig sind?… Oder ist es vielleicht ein Versuch, die Kunden zu täuschen und bei ihnen die Illusion zu erwecken, dass dieses Geschäft nicht so stark von der Preiserhöhung (die seit ein paar Monaten in Europa herrscht) betroffen ist, wie die anderen? Es gibt auch einen Grund, wieso ich so denke. Ich persönlich habe schon mehrmals Preisfehler an der Kasse gemeldet: die Kassierer hören mich zu, nicken freundlich, aber es passiert nichts! Denn wenn ich einige Zeit später in denselben Laden gehe, sehe ich, dass der Fehler noch immer da ist! Deswegen bin ich zum Schluss gekommen, dass dies kein Zufall ist, sondern die Absicht… Ach ja: Wenn ihr irgendwo Aluhüte im Angebot seht, bitte melden!