В 1950 году в небольшом штирийском посёлке Юденбург родился внебрачный ребёнок - Йохан Унтервегер, впоследствии получивший прозвище "Джек". Мальчик рос в бедном районе. Особым паинькой он не был и даже совершал то и дело мелкие преступления, из-за чего имел неприятности с полицией, однако в целом Йохан был более-менее нормальным ребёнком и подростком. Своё дьявольское нутро он проявил немного позже, когда молодому человеку было уже за 20.
Так, в 1974 году стало известно о первом убийстве, которое совершил Джек Унтервегер. Жертвой оказалась 18-летняя немка по имени Маргрет Шефер, с которой он случайно познакомился на улице. Молодые люди флиртовали друг с другом, а когда они оказались в уединённом месте, Унтервегер задушил девушку бюстгальтером, использовав особый скользящий узел, который впоследствие стал его "визитной карточкой".
Почти сразу же Унтервегер был схвачен полицией и в 1976 году получил пожизненное заключение (правда, с возможностью досрочного освобождения). Пока Джек отбывал свой срок, всплыло ещё одно убийство, совершённое им за год до убийства Маргрет - на сей раз жертвой была молодая девушка югославского происхождения, Марика Хорват. Но с учётом того, что убийца и так уже отбывает в тюрьме пожизненное заключение, отдельный процесс по делу об убийстве Марики проводить не стали.
Однако заключённый Йохан Унтервегер вовсе не собирался сидеть в тюрьме всю жизнь и поставил себе цель как можно скорее выбраться на свободу! Побег? Хм, к чему такая банальщина! У Джека появилась куда более изобретательная и утончённая идея. Она хоть и требовала больше времени, однако убийца решил играть в долгую.
Итак, находясь в
тюрьме, Унтервегер закончил среднее образование и активно взялся за чтение книг, превратившись во завсегдатая тюремной библиотеки. Потихоньку он и сам начал писать стихи и прозу. Одни из его первых работ: сборник стихов "Бушующее я", (псевдо-) автобиографический роман "Чистилище, или Путешествие в дом заключения" (почему "псевдо" - поясню ниже), пьеса "Конечная станция - тюрьма" и др. Почувствовав, что его литературная деятельность вызывает массовый интерес и поощрение, он с головой ударился в писательство и даже основал литературную газету "Словесный понос мост". Позже взялся также за написание детских сказок, которые возымели большой успех и транслировались в детской телевизионной передаче (наподобие "Спокойной ночи, малыши!") по австрийскому центральному телеканалу ORF. Думаю, что на сказки Джек переключился неспроста, ведь он горел желанием убедить окружающий мир в своей безобидности и добиться права стать полноценной ячейкой общества - что ж, хитёр!
Волна популярности "Тюряжного поэта", как его называли, росла не по дням, а по часам. В 1988 году по книге "Чистилище" был снят фильм, над которым Джек работал из тюрьмы в качестве сценариста. В 1989 году зэк-писака был даже удостоен литературной премии. Правда, позже выяснилось, что писательское творчество Унтервегера было по большей части галимым плагиатом, но это не так важно. Ведь, если подумать, у Джека не было цели стать величайшим писателем Австрии. Литературное творчество он использовал просто как средство для достижения своей основной цели - выхода на свободу!
Так, в своих книгах и интервью он упорно выставлял себя жертвой обстоятельств, а свои преступления оправдывал психическими травмами из детства. Он утверждал, что его мать была проституткой, у которой он появился от случайной связи с американским солдатом, и которой ребёнок оказался не нужным. Деда, который его воспитывал, Джек обвинял в беспробудном пьянстве, разврате, и в том, что тот якобы учил внука воровать. Однако есть причины полагать, что всё это - либо очень сильно преувеличенные факты, либо полностью выдуманные истории, с помощью которых Джек пытался давить на жалость людей и взывать к пониманию по отношению к своим злодеяниям. Например, своё первое убийство Унтервегер оправдал тем, что, дескать, девушка напомнила ему его гнусную мать-проститутку, и в нём сыграла детская обида и желание отомстить за своё несчастное детство.
Что ж, Джек Унтервегер не просчитался, и его довольно скоро заметили в литературных и элитных кругах. Представители
венской творческой интеллигенции (в том числе и знаменитая австрийская писательница, лауреат Нобелевской премии, Эльфрида Елинек) подавали многочисленные петиции с целью добиться досрочного освобождения заключённого писателя - да, виновного в убийстве, но ведь раскаявшегося и прозревшего! Бурная деятельность "уважаемых лиц" возымела успех: отбыв 16 лет тюремного заключения, Джек был действительно освобождён! В медицинском заключении говорилось, что заключённый успешно прошёл терапию и больше не предоставляет угрозы обществу.
Популярность освобождённого Джека Унтервегера продолжала расти. Он стал частым гостем всевозможных телепередач, востребованным журналистом. Ключевая тема его репортажей была посвящена (кто бы мог подумать?) перевоспитанию заключённых и вопросу их ресоциализации. Как ни странно, но криминальное прошлое оказалось для Унтервегера своеобразным магнитом женских сердец: история о покаявшемся убийце, нашедшем спасение своей души в литературе, вызывала трепет и восторг. Из заурядного преступника он превратился в культовую личность, ярким доказательством того, что злодеи - тоже люди и способны к переосмыслению! Думаю, большинству людей просто очень хотелось верить в то, что и ужастики бывают с хэппи-эндом, поэтому имидж, который Джек так скрупулёзно создавал вокруг себя, был подхвачен на ура!
Позже выяснилось, что параллельно со своей активной общественной жизнью Джек практически сразу же после освобождения продолжил убивать, причём всё тем же способом - душить юных девушек (лёгкого поведения) их нижним бельём, используя свой "фирменный" узел. Причём серийный убийца орудовал не только в Европе, но и в США, куда он летал в командировку (где готовил репортаж о жизни американских "ночных бабочек").
Надо отметить, что образ, который создал себе Йохан, был настолько прочным, что многие просто отказывались верить в то, что именно он, (новый!) Джек Унтервегер, и есть тот самый "Душитель проституток", о котором запестрили газетные заголовки. Когда в 1994 году (спустя четыре года на свободе) его всё же удалось арестовать заново, доказать вину было уже гораздо проще, чем раньше, ведь к этому времени в криминалистике появился новый метод исследования биологических следов - анализ ДНК! Этого серийный убийца в своих планах не учёл.
Разумеется, Джек упорно продолжал убеждать окружающих в своей невиновности и в совершенной абсурдности самой идеи о его причастности к новым преступлениям, подключая своё главное оружие, которое служило ему верную службу в последние годы - свой неподражаемый шарм. Однако на этот раз "фокус не удался": подсудимый был обвинён в 9 убийствах (2 убийства до первого заключения - не в счёт) и получил пожизненное заключение без права досрочного освобождения. Осознав, что многолетняя игра, в которой он был главным героем-манипулятором, проиграна вчистую, Унтервегер сдался: спустя несколько часов после вынесения приговора 43-летний Джек повесился в своей камере, применив на удавке ту самую (проверенную!) висельную петлю, с помощью которой он душил своих жертв.
Несмотря на то, что горькая правда стала явью, и вина Унтервегера не подлежит сомнению, "Джеку-душителю" всё же удалось чудесным образом романтизировать свой образ в общественном сознании: о нём продолжают писать книги, снимать фильмы, ставить пьесы, ему посвящают песни, музыкальные альбомы… Манипуляция - это, знаете ли, тоже страшная сила!
P.S.
Другие темы из данной рубрики следует искать по тегу:
***криминал***.
***
1950 wurde in Judenburg (Steiermark) ein uneheliches Kind, Johann Unterweger, später "Jack" genannt, geboren. Der Junge wuchs in einer armen Gegend auf. Ein Musterknabe war er zwar nicht, und beging gelegentlich sogar kleine Straftaten, die ihm Ärger mit der Polizei einbrachten, aber im Großen und Ganzen war er ein ganz normales Kind und Jugendlicher. Seine teuflische Natur zeigte er erst etwas später, als der junge Mann über 20 Jahre alt war.
So wurde 1974 der erste Mord aufgedeckt, der von Jack Unterweger begangen worden war. Das Opfer war ein 18-jähriges deutsches Mädchen namens Margret Schäfer, das ihm zufällig begegnete. Die beiden flirteten miteinander, aber als sie dann an einem abgelegenen Ort waren, erwürgte Unterweger die junge Frau mit ihrem eigenen BH, wobei er einen besonderen Knoten verwendete, der später zu seinem Erkennungszeichen wurde.
Unterweger wurde aber ziemlich schnell von der Polizei gefasst und 1976 zu einer lebenslangen Haftstrafe (jedoch mit Aussicht auf Bewährung) verurteilt. Während Jack seine Strafe verbüßte, tauchte ein weiterer Mord auf, der ein Jahr vor der Ermordung von Margret verübt worden war. Diesmal handelte es sich beim Opfer um ein junges Mädchen jugoslawischer Herkunft, Marica Horvath. Da der Mörder aber bereits seine lebenslange Haft im Häfen absaß, blieb der Prozess um diesen Mordfall erspart.
Der Häftling Johann Unterweger wollte natürlich nicht, sein ganzes Leben im Gefängnis verbringen, und setzte sich das Ziel, so schnell wie möglich rauszukommen! Ausbruch? Zu banal! Jack hatte eine viel raffiniertere Idee. Sie war zwar viel zeitaufwendiger, aber der Mörder entschied sich trotzdem für ein langes Spiel.
Im
Gefängnis holte Unterweger seinen Schulabschluss nach, begann viel zu lesen und wurde zu einem Stammgast in der Gefängnisbibliothek. Nach und nach fing er an selbst Gedichte und Prosa zu schreiben. Einige seiner ersten Werke sind: der Gedichtband Tobendes Ich, der (pseudo-) autobiografische Roman Fegefeuer oder die Reise ins Zuchthaus (wieso "pseudo" werde ich weiter unten erklären), das Drama Endstation Zuchthaus, usw. Sobald er merkte, dass seine literarische Tätigkeit ein großes Interesse und Bewunderung erregte, schrieb er immer mehr und gab sogar die Literaturzeitschrift Wort-Brücke heraus. Später begann er auch Gutenachtgeschichten zu schreiben, die ziemlich erfolgreich wurden und kamen in die ORF-Sendung für Kinder Das Traummännlein kommt. Ich denke, dass Jack nicht ohne Grund gerade mit Märchen begann, denn er wollte ja die anderen von seiner völligen Harmlosigkeit überzeugen und dadurch seinen Plan für die Rückkehr ins freie Leben durchsetzen - ziemlich schlau!
Die Popularität des "Häfenpoets", wie er oft genannt wurde, wuchs jeden Tag. Sein Buch Fegefeuer wurde 1988 verfilmt, wobei Jack vom Gefängnis aus am Drehbuch arbeitete. Im Jahr 1989 wurde der "Häfenliterat" sogar mit einem Literaturpreis ausgezeichnet. Zwar stellte sich später heraus, dass es sich bei den meisten Texten Unterwegers um ein übles Plagiat handelte, doch das ist nicht so wichtig. Denn Jack hatte ja nicht die Absicht, Österreichs größter Schriftsteller zu werden - er benutzte seine literarischen Werke einfach als Mittel, um sein Hauptziel zu erreichen: Freiheit!
Aus diesem Grunde stellte er sich in seinen Büchern und Interviews immer wieder als Opfer der Umstände dar und rechtfertigte seine Verbrechen mit psychischen Traumata aus seiner Kindheit. Er behauptete, seine Mutter wäre eine Prostituierte, die eine flüchtige Beziehung mit einem amerikanischen Soldaten hatte, aus der er selbst als unerwünschtes Kind entstanden ist. Jack beschuldigte auch seinen Großvater, bei dem er aufwuchs, einen Säufer zu sein, der seinem Enkelkind angeblich nur Ausschweifung und Räuberei beibrachte. Sehr wahrscheinlich waren diese schrecklichen "Erinnerungen" entweder eine stark übertriebene Wahrheit und sogar frei erfundene Geschichten, mit denen Jack versuchte, das Mitleid und Verständnis für seine scheußlichen Taten hervorzurufen. So rechtfertigte Unterweger zum Beispiel seinen ersten Mord damit, dass das Mädchen ihn an seine abscheuliche prostituierte Mutter erinnerte, und dass die Gedanken an seine unglückliche Kindheit ihn überwältigten und infolgedessen Lust auf Rache machten.
Jack Unterweger hat sich nicht verschätzt und schon bald machte er bei der Elite der Gesellschaft - vor allem in den Literaturkreisen - auf sich aufmerksam. Vertreter der
Wiener Kunst-Schickeria (unter anderem auch die berühmte österreichische Schriftstellerin und Nobelpreisträgerin Elfriede Jelinek) reichten zahlreiche Petitionen ein, um die Freilassung des inhaftierten "Kollegen" zu erwirken: ja, des Mordes schuldigen, aber reuigen und geläuterten! Das heftige Engagement der angesehenen Menschen der Kultur-Szene funktionierte: Nach 16 Jahren Haft war Jack tatsächlich wieder frei! Im psychiatrischen Gutachten hieß es, der Gefangene wäre therapiert und stellte keine Gefahr mehr für die Gesellschaft dar.
Der freigelassene Jack Unterweger genoss immer größere Beliebtheit der Öffentlichkeit. Er wurde ein gerngesehener Gast in verschiedenen Fernsehsendungen und ein gefragter Journalist. Der Schwerpunkt seiner journalistischen Recherchen war (wer hätte das gedacht?) das Thema Umerziehung von Häftlingen und ihre Resozialisierung. Seltsamerweise wirkte Unterwegers kriminelle Vergangenheit als eine Art "Frauen-Magnet": Die Geschichte eines reuigen Mörders, der sein Seelenheil in der Literatur fand, brachte Frauenherzen zum Schmelzen. Aus einem gewöhnlichen Kriminellen wurde er zu einer Ikone und galt als leuchtendes Beispiel dafür, dass auch ein schlechter Mensch sich verbessern könnte! Ich glaube, die meisten Menschen wollten einfach glauben, dass Horrorfilme ebenso ein Happyend haben können, deswegen kauften sie sein Bild, das Jack Unterweger um sich herum so clever schuf, blind ab.
Später stellte sich heraus, dass Jack parallel zu seinem öffentlichen Leben fast unmittelbar nach seiner Freilassung weiter mordete, und zwar auf dieselbe Art und Weise: er erwürgte junge (promiskuitive) Mädchen mit ihrer Unterwäsche, und jedes Mal knüpfte auf der Schlinge seinen Spezialknoten. Der Serienmörder war nicht nur in Europa aktiv, sondern auch in den USA (während seiner Geschäftsreise, als er an einen Bericht über das Nachleben der amerikanischen Bordsteinschwalben arbeitete).
Es ist unglaublich, aber das Bild, das Johann von sich selbst in die Köpfe von anderen Menschen setzte, war so fest, dass sich viele weigerten zu glauben, dass er, Jack Unterweger, der "Prostituiertenwürger" war, der auf einmal überall Schlagzeilen machte. Als er schließlich 1994 (also nach vier Jahren Freiheit) erneut verhaftet wurde, war es diesmal gar nicht mehr so schwierig, seine Schuld zu beweisen. Denn inzwischen machte die forensische Wissenschaft große Fortschritte und entwickelte nun eine zu diesem Zeitpunkt neue Methode zur Untersuchung von biologischen Spuren - den DNA-Test! Dies hatte der Serienmörder bei seinem Plan wohl nicht gedacht.
Natürlich beteuerte Unterweger seine Unschuld und versuchte die anderen davon zu überzeugen, wie absurd es war, sich überhaupt vorzustellen, dass er, der neue Jack, in diese neuen Verbrechen verwickelt sein könnte! Dabei griff er zu seiner wichtigsten Waffe, die ihm in den letzten Jahren immer gute Dienste leistete - seinem unwiderstehlichen Charme. Doch dieses Mal schlug der Trick fehl: Der Angeklagte wurde für 9 Morde verurteilt (2 Morde vor seiner vorherigen Inhaftierung zählten nicht) und erhielt eine lebenslange Haftstrafe ohne Bewährung. Als Unterweger endlich kapierte, dass das langjährige, manipulative Spiel mit ihm in der Hauptrolle verloren war, gab er auf: Nur wenige Stunden nach dem Urteilsspruch erhängte sich der 43-jährige Jack in seiner Zelle. Auf der Schlinge machte er denselben (mehrmals geprüften!) Henkersknoten, mit dem er seine Opfer erwürgt hatte.
Es ist merkwürdig: Obwohl die bittere Wahrheit ans Licht gekommen ist und Unterwegers Schuld außer Zweifel steht, hat "Jack the Strangler" irgendwie doch geschafft, sein Bild zu romantisieren und populär zu machen: über ihn werden Bücher geschrieben, Filme gedreht, Theaterstücke aufgeführt, Lieder gesungen, man widmet ihm Musikalben… Nicht zu fassen, was für eine schreckliche Macht Manipulation hat!
P.S.
Weitere Themen aus dieser Rubrik findet ihr unter dem Tag:
***kriminalfaelle***.