Часть 1. УНИВЕРСИТЕТ
Обучение в австралийских университетах - двухступенчатое. После первых четырех (по некоторым специальностям - трех) лет обучения выпускник получает звание бакалавра. В отличие от США, доля тех, кто после этого продолжает учиться дальше, в Австралии не очень велика, и большинство бакалавров по окончании университета отправляется работать. Те студенты, которые хотят продолжать обучение, могут либо поступить в магистратуру и проучиться там еще два года, либо же получить так называемый «почётный диплом» (Honours degree), для чего требуется год дополнительных занятий. В самой Австралии «почетный диплом» практически приравнен к магистерскому званию, но за пределами страны эта система неизвестна, так что те студенты, которые собираются делать серьезную карьеру, работать или учиться за границей, предпочитают идти в привычную всем магистратуру.
Звание магистра (M.A.), или, как минимум, "почётный диплом" сейчас практически обязательны для тех, кто рассчитывает на серьёзную работу в крупном бизнесе или в правительственных учреждениях, хотя в учреждения рангом пониже без особых проблем возьмут и бакалавра. И степень магистра, и "почетный диплом" можно получить не во всех университетах, второразрядные вузы магистратуры по большинству специальностей не имеют.
После окончания магистратуры выпускник имеет право на поступление в аспирантуру, где в течение 3-4 лет он обязан написать диссертацию на соискание степени "доктора философии" - Ph.D., которая является примерным аналогом российского «кандидата наук». В отличие от США, аспиранты в Австралии не должны посещать каких-либо занятий, их единственная задача - написать и сдать диссертацию. Степень Ph.D. стремятся получить в основном те, кто собирается стать профессиональным ученым и всю дальнейшую жизнь заниматься наукой или университетским преподаванием. Требования к аспирантам и к качеству их работ - весьма жесткие, так что просто ради "корочек" в аспирантуру идут редко. Надо отметить, что пройти всю эту академическую лестницу (3-4 года бакалавриата, 1-2 года магистратуры, 3-4 года аспирантуры) без перерывов удается очень немногим. Чаще всего периоды учебы приходиться чередовать с весьма продолжительными периодами работы, так что к степени Ph.D. гуманитарий обычно добирается годам к тридцати с небольшим. Не редкостью является и просто пожилой аспирант - недавно диссертацию в ANU защитила 60-летняя дама.
Образование на стадиях магистратуры и аспирантуры для австралийских граждан бесплатное (им даже полагается небольшая стипендия), а вот бакалаврам - то есть, в нашем понимании, собственно студентам - за учебу приходиться платить. Плата до некоторой степени зависит от университета и специальности, и сейчас составляет примерно 2000 американских долларов в год - не слишком большая по австралийским мерам сумма. Однако и ее студент реально не платит. Эта сумма (примерно 8-10 тысяч за все время обучения) выплачивается государством, которое таким образом как бы дает студенту ссуду на образование. После окончания студент должен вернуть государству эти деньги с небольшими процентами, но выплата эта начинается только после того, как его доходы достигнут определенного уровня - безработные или занятые на малооплачиваемых должностях получают отсрочку от выплаты.
В целом оборудование крупнейших австралийских университетов нельзя назвать иначе как великолепным. Библиотеки, в которых есть практически все - по крайней мере постольку, поскольку речь идет об англоязычных публикациях; великолепный доступ к интернету для всех сотрудников и студентов (бесплатно); аудитории, по внешнему виду напоминающие конференц-залы московских коммерческих банков; вездесущие ксероксы и изобилие всяческого учебного материала - все это производит впечатление даже по сравнению с южнокорейским вузами - не говоря уж, конечно, о российских. Лекции записываются на магнитофон (заранее установлен в любой аудитории), и пленки с записями хранятся в библиотеке до конца семестра. Большинство крупных аудиторий имеет дистанционно управляемые видеомагнитофоны и устройства для воспроизведения на большом проекционном экране изображения с экрана монитора.
Перед австралийской системой высшего образования стоят три основные задачи. Две из них, пожалуй, универсальны - готовить квалифицированных специалистов и развивать науку (в первую очередь - фундаментальную, так как прикладными исследованиями занимаются в основном лаборатории частных фирм). Третья задача более специфична: высшее образование для Австралии является важным источником валютных поступлений. Иностранные студенты, разумеется, не имеют вышеописанных льгот и оплачивают полную стоимость обучения, хотя и для них на стадии аспирантуры есть немало стипендий (выдаются на конкурсной основе). Привлекает иностранцев, во-первых, относительная дешевизна образования - в среднем студенту даже в лучших вузах и на престижных специальностях приходится платить около 7-8 тыс. долларов в год, что существенно ниже платы за обучение в американских университетах сравнимого уровня. Во-вторых, сказывается общая репутация Австралии, как страны безопасной, в которую родители могут спокойно отправить любимое чадо. В-третьих, подавляющее большинство (в 2000 г. - 82%) студентов-иностранцев составляют выходцы из стран Азии, для которых Австралия привлекательна тем, что дает возможность недалеко от дома получить образование западного образца на английском языке. В 2000 г. среди студентов-иностранцев лидировали выходцы из Сингапура и Гонконга (по 10% от общего числа все студентов), за которыми следовали малайцы, индонезийцы и китайцы КНР. Впрочем, надо учесть, что большинство студентов из других стран ЮВА также представлено этническими китайцами, которые там не только занимают руководящие позиции в экономике, но и составляют большинство интеллектуальной элиты. В принципе, подготовка специалистов-иностранцев - это один из важнейших источников валютных поступлений в австралийский бюджет. В последние годы эта статья доходов находится на 4-5 месте, уступая лишь сельскому хозяйству, горнодобывающей промышленности и туризму.
Оригинал статьи