Оригинал взят у
mozgovaya в
Как муха на стене Белого дома Поймать Пита Сузу, официального фотографа Белого Дома, на предмет поговорить за жизнь, едва не столь же сложно, как поймать Барака Обаму - не потому, что Суза такой сноб, а потому, что его график и передвижения в пространстве диктуются графиком и маршрутами американского президента - от зарубежных саммитов до встречи гробов с телами погибших солдат, от официальных рукопожатий до визитов в благотворительные столовые и баскетбола и гольфа по выходным. Друзей Суза заверяет, что они обязательно найдут время встретиться. Вероятно, через несколько лет.
Не то чтобы он жаловался - "у меня над головой не свистят пули, никто не обстреливает из миномета, и мне не приходится иметь дело в вещами, с которыми приходилось считаться в прошлом, когда я работал на "Чикаго трибьюн". Самое трудное в нынешней работе - это то, что она никогда не кончается".
Суза и Обама, AP
За последние полвека с хвостиком фотографы Белого дома сняли немало памятных фотографий, от снимка Сесил Стафтон присяги Линдона Джонсона в день убийства президента Кеннеди,
- или его же, исполняющего дуэт со своим псом Юки,
фотографии президента Рейгана у кровати жены после того, как та перенесла операцию по удаления раковой опухоли -
или Первой леди Бетти Форд, позирующей босиком на столе в конференц-зале.
Подход к официальному фотографу у президентов тоже был разный - Форд легко мог выпить со своим, зато Никсон раздраженно прогнал фотографа из кабинета перед тем, как начал зачитывать текст объявления о своей отставке.
Фотографы пула Белого дома говорят, что Суза является "членом внутреннего круга", так что никому не приходит в голову оспаривать уровень его доступа к президенту ("Мы воспринимаем это как данность", говорит фотограф одного из новостных агентств. "И жалуемся в основном когда бывают встречи, на которые не пускают пул, а потом Белый дом публикует снимок официального фотографа").
Суза поддерживает вполне дружеские отношения с "пулом", но мало кто способен не позавидовать его позиции, которая позволяет ему в шутку называть приемную Овального кабинета своим вторым офисом. Он заслужил свой шанс, проведя год в Вашингтоне, документируя развитие карьеры молодого сенатора из Иллинойса для "Чикаго трибьюн" - так что к моменту избрания Барака Обамы на пост президента США, у Сузы была готовая книга - "Восхождение Барака Обамы" -
http://www.petesouza.com/gallery.html?gallery=The%20Rise%20of%20Barack%20Obamaвключая снимок с фотографией сенатора, который прогуливается по Красной площади, и никто не обращает на него никакого внимания, - и безоговорочное доверие со стороны Обамы.
Обама с женой Мишель в день инаугурации
Изначально Суза планировал стать спортивным журналистом, и первый фотоаппарат получил, когда уже был студентом. Но карьера его пошла в рост довольно быстро, и в итоге он провел пять с половиной лет в качестве одного из официальных фотографов Рональда Рейгана. После инаугурации Обамы, Суза взял отпуск из школы визуальной коммуникации Университета Огайо, где он преподавал, и переехал в офис на первом этаже Западного крыла Белого дома.
"Это приблизительно прямо под приемной Овального кабинета, так что я в основном взбегаю вверх по лестнице, поворачиваю за угол, и оказываюсь у офиса президента, и так много раз за день", описывает Суза свою рутину. "Я обычно прихожу около восьми, он (Обама) - в 9-9:30, и сопровождаю его встречи весь день, пока он не идет ужинать в 6:30 - 7 вечера. Есть еще два фотографа - одна снимает Первую леди, второй - вице-президента. На вечерние мероприятия иногда я посылаю других фотографов, зато на выходные, работаю практически всегда".
Со стороны позиция выглядит крайне солидно, особенно если учитывать детали, вроде того, что на президентском самолете "Air Force 1" у Сузы есть свое место. Но при этом ему зачастую приходится передвигаться бегом, чтобы успеть вовремя заснять президента, выходящего из своей бронированной машины.
"Я говорил людям, что я пытаюсь создать визуальный архив истории, чтобы через 50 лет люди смогли смотреть на эти снимки. Но потом кто-то обнаружил слайды, которые подготовил Йичи Окамото, фотограф Линдона Джонсона, после того, как тот покинул Белый Дом - Окамото в объяснениях к слайдам сказал вместо 50 лет, как я, что он делает визуальный архив с рассчетом на 500 лет. Это произвело на меня большое впечатление - и заставило меня ценить еще больше эту уникальную должность. Как правило, я не смотрю на работы моих предшественников, чтобы никого не копировать, но Окамото задал действительно высокий стандарт".
Обама приветствует солдат во время визита в Ирак
- После нескольких лет на этом посту, притупляется ли ощущение: "О, а вот еще одна историческая фотография"?
"Я снимаю по 500-1200 фотографий в день, но бывают дни, когда происходят какие-то большие события, и я чувствую, что мне реально повезло, что это действительно история в действии".
Президент Обама называет его "другом" и "частью семьи", и Суза добавляет, что для него лично "важно поддерживать хорошие отношения со всеми сотрудниками Белого дома. Это профессиональные отношения. Я уважаю их, они уважают меня и понимают ценность того, что я делаю. Это значительно облегчает мою работу. Я думаю, что также очень важно знать специфику происходящего, потому что это влияет на то, кого ты включаешь в кадр, и кого оставляешь вне его".
Младшая дочь Обамы Саша прячется в Овальном кабинете
Он утверждает, что у него нет "почти" никаких ограничений в плане съемки, но напоминает, что решение о том, какую фотографию рассылают прессе, принадлежит не ему. "Моя главная функция заключается в создании этого архива для истории, и иногда пресс-служба Белого дома хочет обнародовать ту или иную фотографию. Суза признает, что у него есть некое соглашение с президентом по поводу съемок его семьи - в особенности дочерей Малии и Саши, но вдаваться в детали он отказывается.
Президент Обама с семьей
В Белом доме есть одно всеми любимое событие: смена больших фотографий Сузы на стенах галереи в Западном крыле здания. Некоторые фотографии меняются довольно часто, но понравившиеся всем остаются дольше.
- У вас бывают постановочные кадры?
"Все, что я снимаю, совершенно спонтанно. Постановочные кадры - это официальные фотографии, и они очевидно постановочные - люди стоят и смотрят в камеру. Помимо этого, все, что я снимаю, абсолютно спонтанно. Он (Обама) привык к моему присутствию. Я передвигаюсь с небольшой камерой, и обо мне, как правило, забывают".
- Практически у каждого фотографа есть снимки, которых он не сделал. У вас это случается?
"Я могу что-то пропустить, но у меня нет времени переживать по этому поводу дольше, чем один день. Каждый день я пытаюсь найти позицию, которая позволит мне сделать наиболее интересную фотографию. Получается ли это на 100 процентов? Вряд ли".
Обама совершает пробежку с президентским псом Бо в Белом доме
Какие отношения складываются у него с "пулом" Белого дома?
"Ну, это случается с каждой администрацией. Я снимаю на закрытых заседаниях, в ситуациях, куда невозможно завести фотокорреспондентов даже технически, в плане безопасности. Я документирую эти частные встречи для истории, но бывает, когда Белый дом перекрывает доступ фотографам к освещению какого-то события без видимых причин, я делаю все, от меня зависящее, чтобы помочь им. У нас совсем разные функции - я не новостник".
Обама дает погладить себя сыну одного из сотрудников Белого дома
- А что вы делаете в ситуациях вроде одного из визитов Нетаниягу, когда Белый дом отказался дать фотографам снять встречу - якобы, чтобы "наказать" Нетяниягу?
"О, в это я влезать не собираюсь! Могу сказать ли, что когда происходят интересные встречи с историческим потенциалом, я пытаюсь запечатлеть их наилучшим образом".
Иногда фотографии Сузы имеют непредсказуемые последствия. К примеру, край желтого галстука на снимке верхушки администрации, наблюдающей за операцией по ликвидации Усамы Бин-Ладена, (галстук справа)
помог активистам Сети идентифицировать агента ЦРУ, который координировал анализ разведданных, приведших к обнаружению места, где прятался ныне покойный глава Аль-Каиды.
Другая фотография была снята летом 1988 года в Москве - президент Рейган общается на Красной площади с туристами, в том числе светловолосым молодым человеком с фотоаппаратом, в котором некоторые признали Владимира Путина в его бытность агентом КГБ.
- По-вашему, это был Путин?
Суза мнется: "Это было давно, и это не я сказал изначально, что это Путин".
Безусловно, есть фотографии, которые нравятся Сузе больше других, - например, эта, снятая в Рио де Жанейро,
- но он любит подчеркивать, что лучшая фотография - это та, которую он снимет завтра. На данном этапе никто не знает, какая именно фотография президента Обамы запомнится потомкам - но Суза намеревается сделать все от него зависящее, чтобы у истории в этом плане был большой выбор.
***
Немало фотографий Сузы и его коллег, которые в прошлом шли прямиком в архив, попадают в эти дни в фотоленту Белого дома на сайте Flickr.
http://www.flickr.com/photos/whitehouseС одной стороны, это дает прямой доступ к фотографиям, с другой - помогает администрации поддерживать имидж открытого доступа и продвинутости в плане социальных сетей. Но хотя многие фотографии были сняты в неофициальной обстановке - стоит помнить о том, что на Flickr их загрузили пиарщики Белого дома, и что количество фотографий президента вовсе не обязательно отражает готовность президента так же открыто отвечать на вопросы прессы.
"Это не только исторический инструмент - это позволяет Белому дому открыть для налогоплательщиков окно в свой мир", говорит историк Даглас Бринкли. "Президенты со времен Авраама Линкольна использовали фотографии, чтобы спроецировать и официальный, и "близкий к народу" имидж. Почти у каждого президента был свой любимый фотограф, это стало традицией. Обычно наиболее запомнившиеся фотографии президентов - это не снимки официальных встреч, но какие-то человеческие моменты когда президент погружен в работу, или когда его застали в момент отдыха с семьей. Для ученых вроде меня это незаменимый инструмент погружения в историю, потому что на каждую обнародованную фотографию находятся еще десятки или сотни, пылящихся в архиве. Иногда снимок фотографа Белого дома - это единственная документация встреч в Кэмп Девиде или в Овальном кабинете, куда невозможно загнать толпу фотографов. Это бесценный первоисточник".
Бринкли считает, что реально беспрецендентный доступ к президенту был у 27-летнего Дэвида Юма Кеннерли, которому удавалось делать снимки президента Джералда Форда в халате, в парикмахерской, и так далее.
"Кеннерли был молодым фотографом, который был для Форда вроде сына - другие фотографы никогда не получали такого доступа", говорит он. "Золотых правил тут нет, но вероятно, должна быть какая-то химия между президентом и фотографом - им приходится проводить вместе немало часов".