Разруха не всегда в головах. Часть 1.

Dec 13, 2019 13:14





Фото из открытых источников.

Знаю несколько примеров семей из так называемого высшего общества, когда есть и достаток и культура и образование а дома творятся совершенно невобразимые дела.

Я как то давно был как сейчас говорят местным контрагентом у старушки-бизнесменши из старой московской научно-партийной элиты.  Муж ее был сыном важного секретного физика или математика не помню точно. Жили они в сталинской высотке, не у Красных ворот как на фото но тоже в неплохом месте. А она была девушкой из Марьиной Рощи, той еще, послевоенной, но через комсомол и семью мужа сделала карьеру.  Помню ее слова про репрессии: «Да это все было  там, в Доме на Набережной, а у нас пачками сажали за уголовку»  Помнюю ее рассказы про послевоенные московские окраины, малины почти в каждом дворе, куча привезенного с войны оружия, где во дворах царили лихие подростки-безотцовщина пережившие голод, холод и другие лишения и не расстающиеся с финками. Мой отец, живший в центре провинциального города рассказывал почти тоже самое. «Полезли на чердак, нашли пистолет, пошли стрелять на пустырь, пришел старший парень сосед, надавал по ушам и сказал что застрелит если скажем кому, а было нам по 10 а ему не больше 15, потом его забрали за грабеж и больше никто его не видел» или вот еще одно воспоминание моего отца, занимавшегося боксом с детства «Иду поздно вечером с работы по скверу, в темном месте бесшумно выскользнули двое из кустов, в больших пиджаках кепках с шарфами и с фиксами,  один мне острейшую финку к горлу, даже порезал немного для страха, другой молча по всем карманам пролез, денег у меня почти не было, сигарет тоже, не курил, так часы сняли и опять бесшумно растворились в темноте. И все молча, без единого слова.»  После этого «Место встречи» покажется романтическим триллером.

Очень интересно было ее мнение про художества Берии, она уверенно сказала что все слухи о том, что он ловил школьниц и студенток на улице появились после его ареста, ибо ее то, такую красавицу (во что я верю ибо и в 70 ее фигура была изящна а большие голубые глаза хоть и поблекли но были очень красивы) как она родители бы точно заперли дома, появись такие слухи в 51-52 годах.  Это тоже мне напомнило недавний спор с одной комментаторкой, женой ветерана афганца «Вы все трусы так как не попросились в военкомате в Афганистан» Но ее муж лет на 5 меня младше, сама же меня старпером кличет и попал он туда уже в перестройку, а в глухие Андроповские годы, когда по удицам моего города ходили военные патрули и ни с того ни сего могли сказать нам, стоявшим около молочного!!!! молочного !!!! магазина в шесть вечера  трем подросткам «Через десять минут мы пойдем назад, чтобы вас тут не было!»,  сказать открыто в военкомате про Афганистан было бы мягко говоря большой ошибкой. Про это тогда говорили на кухне, потихоньку. Выпускник нашей школы вернулся оттуда году в 82 и рассказывал что то шепотом молодой учительнице истории, в которую было влюблено полшколы. потом конечно дворовое радио рассказало что и как и почему он молчит и ходит такой угрюмый но повзрослевший лет на 10.   Один мой знакомый тогда потребовал чтобы его как врача после окончания института призвали по специальности, так его назло запихали в пулеметчики. Два-три года в переломную эпоху могут значить очень много а через 30-50 лет люди с трудом вспоминают был это 51 или 53 год, 84 или 87.

Вернемся к нашим героям.  Такого бардака как в квартире ученого она не видела даже у своих родичей из коммуналок. Домработницы у них постоянной почему то не было, хотя в квартире была даже специальная «комнатка уборщицы»,  иногда приезжала тетя Зина из Подмосковья но скорее как бывшая няня и чистоты от нее не прибавлялось, скорее наоборот.



Деликатесы из пайков съедали сразу за неск дней, потом ходили голодные, так как готовить было некому и некогда, в основном кусошничали, но иногда ели балык без хлеба, иногда же и хлеб без соли. Выручали привозимые отцом из дальних мест банки армейской тушенки в смазке и различные консервы, например севрюга в томате. Он все это запасал на черный день, молодежь же все это активно ночами  поедала часто под шампанское тоже украденное у непьющих родителей. После его смерти в подвале дачи нашли огромные запасы слипшегося сахара, соли, подсолнечного масла превратившегося в олифу и, что более порадовало наследников коньяка с обгрызенными мышами этикетками но божественно ароматного и нежного.

На огромной даче свекр часто жил один чтобы никто не мешал, так там он замачивал тарелки в бочке куда стекала дождевая вода из под крыши, пока все не кончатся, потом ополаскивал, сушил и опять из них ел.  А в бочке заводилась же всякая живность.  Налет от чая и кофе на кружках отмывал не то серной не то соляной кислотой. А когда шел дождь, он составлял из тарелок под водосточной трубой каскад мини водопадов и смотрел как чудесно ополаскивается посуда. Ученый этот имел большие достижения перед страной и провел всю молодость на секретных объектах и дальних полигонах, но после шестидесяти (женился он поздно, жена намного моложе, но на вид очень строгая и немоложаво выглядящая) стал таким вот философом.

У ученого был сын, ее будущий муж и дочь.  Жена обычно брала дочь любимицу и на все лето уезжала на море а зимой тоже куда то еще благо ученому давали неограниченное кол во путевок.  На сына забили совсем, пока он не женился ходил как чудик несмотря на возможности семьи, потом его пристроили на непыльную должность в НИИ но без особой зарплаты так как он был все же не от мира сего, возможно потому что с ним не занимались в детстве совсем. Потом он кстати нашел себя в мире первых тогда компьютеров и даже стал неплохо зарабатывать и даже ездить за океан.

Моей знакомой пришлось с ними жить неск лет, когда все вместе то это был ужас, но вместе они  собирались редко, свекр же ее обожал почти не по родственному, хотя и не переходил границ,  а свекровь хотя и не любила выскочку но понимала что ее сын не айс, да и она  тоже работала,  иногда и допоздна, с золовкой же они сошлись на почве покурить-выпить ликера, в отличие от братца та была настоящей мажоркой-старшеклассницей из элитной московской англиской спецшколы, потом молодым  выбили квартиру в генеральском доме, поэтому когда началась перестройка и они все резко обеднели  она элементарно замутила свой бизнес по связям своих соседей,  с кем вместе гуляли с собачками.  «Едешь в Н-ск? Если что, тут же  мне скажи, они там после моего звонка сразу при виде тебя по стойке смирно вставать начнут!» сказал ей как то сосед генерал, тоже заядлый собачник с которым они наматывали километры в лесопарке по вечерам.

Сейчас она умерла, дети задолго до ее смерти уехали  за границу и уже в 90-е когда мы познакомились с ней преуспевали там, получив западное образование.  Но женщина она была необыкновенно интересная и молодая душой даже в 70 лет.  Спасибо за то, что вы были с нами и многое нам рассказали в том числе о жизни, дорогая М.

Воспоминания, Это было, Жизнь в 60-е, Жизнь и судьба, Женщины, Есть женщины в русских селеньях, Жизнь в СССР

Previous post Next post
Up