Немного об умном. Большинство из нас слышали что существует так называемая «протестантская этика» но почему о думают что это:
работай с утра до вечера, не пей,не кури не гуляй, сберегай деньги, не трать, не роскошествуй. Между тем коренное отличие протестантской этики от непротестантской лежит немного в другой плоскости а именно как определить условно правильный ли он член общества или раздолбай.
Наука (настоящая) об обществе считает что есть два основных направления борьбы с раздолбайством людей:
- условно протестантская (Англия, Германия, США) где считается что человек изначально плох (идет из доктрины предопределения\ predestination т е каждый уже рожден предназначенным к спасению или моральной гибели, а доказать это ты можешь если у тебя в этой жизни успех в бизнесе и карьере, т е богатые еще и образцы для подражания а не ненависти как у нас) а так как человек в натуре своей плох то законы должны разрабатываться имея в виду его изначальную тягу к греху, а внутренней "совести" у большинства нет и на нее рассчтывать нельзя. Что там у тебя в душе - не важно ты должен соответствовать образцу поведения и может быть станешь хорошим но пока все условно плохи. А чтобы удержать эти изначально порочные души от злых поступков нужна система сдержек и противовесов. Главное запомним - человек изначально плох, его нужно ограничить правилами и тогда он может оказать что хорош если станет успешным в бизнесе или другом общественно полезном занятии. Что характерно в молодости допускается выпустить пар и побыть раздолбаем например в студенчестве но в рамках и до строго определенной даты, если вы почитаете или не дай бог послушаете протестантских проповедников то услышите историю как под копирку: «До 27 лет (именно 27 чаще всего) я вела аморальный образ жизни, пускалась во все тяжкие но потом бог заговорил в моем сердце и я стала вновь родившейся» пишу в женском роде т к чаще говорят это женщины. В реале пока что чем более внедрена эта этическая система, тем богаче страна. Примеры - Швейцария, Голландия, Шотландия и Англия, (но не Ирландия и Уэльс) Скандинавия, Новая Англия в США и как ни странно Израиль, граждане которого в большинстве являются выходцами именно из Европы.
- условно «европейско-непротестантское» (Россия, Франция, Испанские страны, Италия) т е человек рожден хорошим но его может повести жизнь как "налево" так и направо. Но у него есть врожденная совесть и в любой момент он может "раскаяться" и стать хорошим. Здесь и распутинское "не согрешишь -не покаешься" которое в бане с почитательницами превращалось у него в «если ты не грешила то как же тебе каяться то.., потому пошли со мной » и подвиги Казановы и Дон Жуана как ролевых моделей, и т д. Отсюда и любовь нашего народа к разнообразным "несчастненьким", уже пойманным преступникам (девы-ждули), всяким другим чудикам. То есть совесть в человеке есть и на нее нужно надеяться, но есть некоторые несознательные "если кто то где то там порой честно жить не хочет" и вот с ними нужно бороться а законы «для честных людей» как у нас часто говорят. В то же время считается что выдающаяся личность как раз законы может иногда не соблюдать «ему закон не писан» говорится в осуждение но и с некоторой долей восхищения. Отсюда любовь девушек к хулиганам а женщин к успешным бандосам. Вспоминается «Крестный отец» когда два брата мафиози женились на итальянке и англоамериканка, для итальянки он был герой а англоамериканка когда узнала подумала что она вляпалась в дерьмо т е он не орел а волк позорный, т к несмотря на деньги ей придется его стыдиться перед родственниками и обществом и этот брак для нее шаг вниз, здесь же вспоминается и роман Вайнеров где лихой парень, мечта всех клуш принудил девушку из культурной семьи к связи с ним, но несмотря на защиту с его стороны ее семьи он понимал, что для нее спать с ним позорно как спариваться с ишаком. Но тем не менее эта концепция считает что если самый законченный грешник перед смертью искренне, подчеркиваю искренне, раскается то он, причем вперед лицемерного ханжи, будет спасен, в протестантстве же такое не прокатит, там нужно доказывать свою «профпригодность» с момента обращения до самой смерти.
Есть еще восточная концепция, но там в реале жесткая вертикаль наше "ты на начальник - я дурак, я начальник - ты дурак" работает как "ты начальник - ты царь и бог" отсюда и расстрелы на площади и культурные революции, но там работает "не пойман не вор" (что при миллиардах жителей совсем не легко сделать) и "прокурор - тайга" еще больше чем у нас, и в реале преступность и абьюз могут достигать комических масштабов так как и коррупция там не чета западной и почти официальна зачастую. Но там важно «правильно родиться» в семье ли потомков Чингиза или Тимура, в высшей касте, старшим братом имея пять послушных младших (откуда идет так называемое многомужество Тибета - в бедных семьях женится фактически только старший из братьев а остальные - на подхвате, в богатых же семьях возможно многоженство) или же просто .... мужчиной. В некоторых верованиях мужчина хотя бы раз в день должен воздать хвалу что не сотворен женщиной. Ценность жизни «низших» предельно мала и на востоке существуют телохранители без оружия, обязанность которых просто закрыть грудью патрона когда на него возможно покушение. Причем Запад есть Запад Восток есть Восток независимо от веры, это все уже ньюансы и понятие этой самой пресловутой протестантской этики как мне лично кажется больше связано с культурной «прошивкой» народа а не с господствующей в тот или иной момент конфессией.
Это все запрятано глубоко на подсознательном уровне и поддерживается всеми культурным концептами и архетипами не первую тысячу лет и игнорировать это бессмысленно и непродуктивно. Да в принципе мы так и живем в какой то из этих моделей, учитывая что страна у нас большая, этносов и субэтносов много и исследователи считали что и у нас в некоторых группах населения та или иная этика превалирует и сейчас.