Фотография - это искусство не нажимать на кнопку. © Фрэнк Хорват

Apr 24, 2014 09:05









Отрывок из интервью с Фрэнком Хорватом:

- Вы говорили, что фотография это «искусство не нажимать на кнопку». Что конкретно Вы имеете в виду?
- Одно из различий между фотографией и картиной (или рисунком, или любым другим видом искусства) заключается в том, что для того чтобы сделать снимок не нужно иметь никакого таланта и не требуется прикладывать особенных усилий. С современными камерами не нужно заботиться даже об экспозиции и фокусировке. Единственное, на что я трачу все свои усилия - сдержать себя. Я говорю себе: «Нет, это еще не лучший свет для портрета Александры, выражение ее лица еще не самое фотогеничное и не вполне раскрывает ее настоящий характер». Причина сдерживания - не только экономия пленки, это сохранение моей энергии, продление состояния предвкушения. Процесс отказа от ненужных вариантов, помогает мне сформировать у себя в голове требуемую фотографию. Но когда я увижу в видоискателе, то, что меня полностью удовлетворит - ничто меня больше не сдерживает.

- Давайте вернемся к моменту, когда вы смотрите в видоискатель перед нажатием на кнопку. Что заставляет Вас сказать: «Вот это то, что нужно»?
- Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к еще более раннему времени. Картье-Брессон, например, всегда носил с собой «Лейку», и видимо мог делать фотографии в любое время в любом месте. Я же не могу фотографировать без предварительного представления будущей фотографии в голове. Иногда это занимает несколько минут, иногда - годы. В течение этого времени я рассматриваю объект (или, если такой возможности нет, представляю его себе) и пытаюсь решить, какой из аспектов я хочу показать, какая техника съемки даст наилучшие результаты. Я не хочу сказать, что представляю себе фотографию полностью, как Джоэл Питер Уиткин, который даже делает наброски будущей фотографии. Это более похоже на шаблон, на описание в общих чертах, или на список объектов, которых я не хочу видеть на своей фотографии, или всевозможные причины не нажимать на кнопку. И только когда все это готово, я могу посмотреть на объект через видоискатель …

- И тогда …
- И тогда реальность перестает существовать для меня, оставляя только двухмерные формы, которые - смотря по ситуации - я могу или не могу контролировать, из которых я должен составить некую композицию в видоискателе. Личные чувства или даже страдания не имеют значения (говорят, что военные фотокорреспонденты, глядя через видоискатель, забывают об опасности). Все что остается - мои ожидания, что видимые двухмерные формы подойдут к тому шаблону, который я составил - это почти как ожидания охотника, поджидающего добычу возле ловушки. Момент, когда это случится (если случится) и будет тем самым «решающим моментом».

















ч/б

Previous post Next post
Up