Павел Львовчи Бунин
ЗА ВЛАСТЬ СОВЕТОВ
FOR SOVIET POWER!
POUR LE POUVOIRE DES SOVIETES!
FUR DIE MACHT DER SOWJETS!
Перед вами альбом рисунков художника Павла Бунина, посвященный Октябрьской революции. Прежде чем вы начнете его рассматривать, хочется сказать вам в напутствие несколько слов об авторе.
Бунин - художник своеобразный, обладающий зорким глазом и редким умением проникать в глубину изображаемого образа, явления, события. У него удивительное чувство историзма, и когда ходишь по выставкам его рисунков, посвященным людям и событиям разных эпох, всегда тебя не оставляет странное ощущение; кажется, что художник, точно бы обладая фантастической Уэллсовской «машиной времени», свободно перемещается из столетия в столетие, уходит в античный мир, в средневековье, переносится в кровавую гущу первой мировой войны, возвращается в сегодняшний день и сегодня носится по разным странам Европы, Азии, Африки. Кажется, будто в эти свои путешествия в далекое и близкое прошлое захватывает он свою репортерскую папку и там, за гранью столетий или десятилетий, делает острые зарисовки с натуры, схватывая характерные черты обстановки, быта, типажи.
Вот это-то умение как бы вжиться в суть и дух изображаемого в сочетании с острой манерой изображения, усиливающей, так сказать, эффект достоверности, и сообщает рисункам даровитого графика такую притягательную силу.
В альбоме, который лежит перед вами, - шесть разделов: старая царская Россия, первая русская революция, потрясшая страну в 1905 году и вызвавшая такой живой отклик в странах Европы, первая империалистическая война и Февральская революция в России, Октябрьская революция, гражданская война - сражения молодой Красной Армии за власть Советов, «за землю, за волю, за лучшую долю», и мирный труд советских людей.
Рисунки Павла Бунина - не иллюстрации к учебнику истории, это свободная художественная сюита. Это как бы размышления художника о столь богатом событиями грозовом XX веке, о своей родине, первой в мире стране социализма, о своем народе - великом, мужественном, трудолюбивом, отважном и одухотворенном первопроходце на новых исторических путях.
Художник - молодой еще человек. Большинства из событий, которые он изобразил в своем альбоме, он не мог видеть по той простой причине, что тогда его еще не было на свете. Но «машина времени» верно служит ему, и, листая страницы альбома, как бы путешествуешь вместе с ним во времени и видишь и мужиков, бедствующих на тощей полоске земли, и рабочих в тесных цехах, и властителей России, и их опору. Видишь, как вспыхивают первые искры революции, как из них возгорается пламя, видишь легендарных потемкинцев и пресненские баррикады, и мировую войну, и новое назревание революции - Октябрьской социалистической революции.
Листы, посвященные событиям Октября, гражданской войны и тому периоду в нашей истории, когда молодые ветераны в буденовках садились за парты, начинали восстанавливать разбитые фабрики и заводы, - самые волнующие в альбоме.
Удивительное это дело - искусство. Вот кажется - все это давным-давно знаешь - изучал в школе, читал в книгах, видел в театре и кино. Трудно к этому что-то прибавить, от этого что-то отнять. А вот смотришь альбом - дар художника полувековому юбилею страны - и обогащаешься заново, переживая «этапы большого пути». И постоянное ощущение, будто все это репортерски зарисовано на месте событий, с какой-то невидимой для людей точки. Это ощущение непосредственности восприятия, свойственное бунинской манере, придает обозрению альбома особый интерес.
Впрочем, бесполезное это занятие описывать произведения искусства. Полистайте альбом, и вы сами увидите, что он возбуждает гораздо больше чувств и размышлений, чем можно выразить словами в кратком предисловии.
Борис Полевой
* * *
I his is an album of drawings by the artist Pavel Bunin which the author has dedicated to the October Revolution. But before opening the first page, here are a few words on the author himself.
Bunin is an original artist, with a keen eye and a rare ability to penetrate the image, phenomenon or event he has chosen as the subject of his work. He has a remarkable feeling for history, and as one studies his drawings of people and events that belong to various epochs one gets the feeling that such a trip through the ages could have been achieved only with the help of H.G.Wells's time machine, so quickly and easily is one carried back to the antique world, the Middle Ages, the gory battles of the First World War and brought back to the real world of today - Europe, Asia, Africa - it seems as if the author himself has lived through the ages with these continents, sketching on his pad the characteristic features of the people and their life.
It is this astonishing ability to penetrate into the spirit and character of his subject along with his manner of depiction which intensifies reality, that imbues the drawings of this talented artist with such a magnetic force.
The Album consists of six parts: old tsarist Russia, the first Russian revolution, which shook the country in 1905 and evoked a keen response in the countries of Europe; the First World War and the February revolution in Russia; the October Revolution; the Civil War - the battles fought by the young Red Army for the Soviets, for land, liberty and a better future; and the peaceful labour of the Soviet people.
The drawings of Pavel Bunin are not a series of illustrations to a history text-book, they make up a boundless artistic suite. They seem to reflect the author's thoughts of the eventful 20th century, of his homeland - the world's first socialist country, of his people - the courageous pioneers of new history.
The artist is a young man. Hence he could not have witnessed the events depicted in his Album. But the "time machine" has been of good service to him, and as one looks through his works one is also carried away in time and sees the poverty-stricken peasants on their narrow strips of land and the workers in the crowded factory shops; one sees those who had unrestricted power over the country. Then come the first sparks of the revolution and in the flames of the people's struggle the legendary crew of the Potyomkin, the Presnya barricades, the First World War, and the culmination of these events - the October Revolution.
The pages that deal with the October events, the Rivil War and the post-war period are the most thrilling of all: young war veterans still wearing their soldiers' garb, learning their letters at school, the rehabilitation of the economy - new plants and factories going up.
Art is truly astonishing. One seems to have known all these facts long ago from school, from books, plays and films. What more is there to add? But as one takes up this Album - the artist's contribution to the fiftieth anniversary of his country - one renews one's knowledge, this time reliving the events of the turbulent century. And there is a constant feeling that this is not a copy of events that have already been described in photographs and print: it seems that they have been depicted straight on the battle field or at the construction site from another angle that has remained obscure to the human eye. The author's ingenuous perception of the real world adds particular interest to the collection presented in this Album.
However, it is a vain undertaking to describe works of art. Look through the pages and you will see for yourself that the Album has much more to tell you than has been said here.
Boris Polevoi
Они поднимали знамя борьбы - и не только в Париже
*
"честное купеческое"
*
"кому на Руси жить хорошо?" (которую потеряли)
*
*
*
держиморды
*
"почему опиум для народа?"
*
*
"из искры возгорится пламя"
*
*
*
*
*
*
*
*
"до победного конца!"
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
"мир - народам! земля - крестьянам! фабрики - рабочим! вся власть - Советам!
*
*
*
*
*
"снова готовят нам царский трон"
*
*
*
"но в крови горячечной поднимались мы"
*
*
*
*
*
*
*
#боизаисторию #СССР