Блин, книжки же! Что-то работа окончательно съела мой мозг (последнее время мой день выглядит так - я просыпаюсь затемно, с трудом собираюсь и завтракаю, иду на работу, там работаю-работаю-работаю, возвращаюсь домой, немножко прихожу в себя, работаю, что-нибудь ещё такое делаю, работаю и падаю спать), и я всё время это откладывала, откладывала, и как обычно. Впрочем, прочла я за первые два месяца осени тоже не очень много - во-первых, совершенно нет ни на что времени, а во-вторых - как-то так получилось, что читала я, за небольшим исключением, очень толстые и/или мрачные книги. Ну, поехали.
Agatha Christie - Sleeping Murder
Боже, как я люблю этот детектив. Дело в том, что я его впервые прочла уже во взрослом возрасте, и он до сих пор ассоциируется у меня с этой радостью: вау, я чего-то не читала у Агаты Кристи! Ну и я очень люблю тему "убийства в ретроспективе". И ещё одно замечание - почему раньше Агата Кристи казалась мне довольно, скажем так, плоским писателем (хотя и не менее любимым от этого), а с возрастом я стала видеть, какая она умная и тонкая?
Мариам Петросян - Дом, в котором...
Короче, основная проблема этой книги в том, что на неё невозможно написать рецензию. Вы попробуйте погуглить, вам плохо станет. Каждый, кто пытается, немедленно превращается в утончённую девачку и начинает завывать, что хотел бы навсегда попасть в дивный, дивный мир этой книги. Поэтому я не буду вдаваться в подробности, а просто осторожно сообщу, что это, безусловно, очень интересная вещь - своим масштабом, многоголосностью, некой точностью и верностью языка. При этом я прекрасно понимаю тех, кто говорит, что это невозможно читать, это сыро, незрело и похоже на дурной фанфик на тысячу страниц. И вместе с тем в этой книге есть для меня очень обаятельная подробность: по ней очень чувствуется, что автор писала её для собственного удовольствия, и писала так, чтобы ей самой было интересно, чтобы реализовать некоторые свои (возможно и подростковые) представления о прекрасном. Это вполне можно счесть и недостатком, но меня такие штуки всегда подкупают.
Gillian Flynn - Dark Places
О, началось в колхозе утро. Короче, это какой-то ад. Джиллиан Флинн, безусловно, хороший писатель - на этой книге я поняла это даже яснее, чем на очень понравившейся мне Gone Girl. Но ё-моё, это невозможно читать! Впрочем, по окончанию испытываешь искреннюю благодарность к автору за то, что она хотя бы предложила некое объяснение событий - потому что где-то процентах на 70 я начала подозревать, что этот ад ещё и закончится модным нынче открытым финалом (надо же заставить читателя ЗАДУМАТЬСЯ). Если вкратце, то это унылая, тоскливая, нечеловечески затянутая история о том, как всё плохо: жила-была семья, в которой все невыносимо страдали, а потом часть этой семьи чудовищно жестоко убили, а потом единственная выжившая дочь, невыносимо страдая, дожила до взрослых лет совершенно омерзительной особой, ненавидящей свою жизнь, а потом начинается своего рода расследование, в котором все отвратительные персонажи поочередно проявляют себя с самых мерзотных сторон. Повествование перемежается флешбеками, из которых мы узнаем, что в убитой семье дела обстояли не так плохо, как мы думаем - на самом деле, всё было куда хуже, абсолютно тошнотворно и беспросветно. Короче, кул стори.
Andy Weir - The Martian
Чтобы как-то придти в себя, а заодно продолжить осваивать неведомый мне жанр фантастики, подходы к которому до того не вполне удавались, я решила прочесть одну из лучших книг в этом жанре, самый жизнеутверждающий роман этого десятилетия, неожиданно смешную книгу о торжестве человечества и науки перед лицом хаоса. Это я щас вкратце пересказала отзывы окружающих. Не могу добавить к ним свой голос, потому что всю книгу мне было ужасно, ужасно, ужасно скучно. Главный герой очень милый и правда заражает оптимизмом. Популяризация науки действительно происходит, что хорошо. Зачем это читать, совершенно непонятно.
Hanya Yanagihara - A Little Life
В этом месте я улетела в командировку в Дубай и решила, что вопрос с чтением надо читать как-то радикально. Закачала в киндл две книжки (Алексиевич и Дьюитт, первую уже с проклятиями удалила, вторую планирую при случае освоить), а потом прочла сразу у двух людей, чьему мнению в книгах я больше всего доверяю, что они были совершенно потрясены романом из шорт-листа Букера (премию по итогу дали роману про покушение на Боба Марли, что меня несколько втфировало), купила её и мгновенно куда-то провалилась. Писать мне о ней и трудно, и не очень, честно говоря, хочется. Это чудовищно тяжёлая книга с очень детальными описаниями насилия, болезней и увечий, от сюжета которой периодически волосы встают на голове дыбом. Парадоксальным образом это одна из самых духоподъёмных книг, которые я когда-либо читала, и которая оказалась для меня невероятно важна. Впрочем, это не важно, а если рассуждать критически, то слабое место здесь мне видится в некоторой гипертрофированности текста, которая, однако, применяется умышленно - это наряду с абсолютной его вневременностью (которая, помимо почти полного отсутствия примет времени, позволивших бы определить датировку с точностью хотя бы в пару лет, а не пару десятилетий, выражается в том, что хронология романа абсолютно невозможна, если только речь не идёт о будущем; впрочем, это совершенно неважно) работает на общую мифологизацию происходящего. Вот где-то на грани мифа с архетипичными героями и сюжетами и жестокими богами и совершенно земной историей про невероятно живых, сложных людей с массой бытовых и физиологических подробностей - и происходит чудо.
В комментариях, как обычно, страшно приветствуется рассказ про то, что вы сейчас читаете или, например, планируете прочесть, потому что я всё время стараюсь держать уши востро.