Нашла, наверное, самое лучшее разъяснение про мешающие эмоции (гнев, гордость, ревность, привязанность, неведение) и что с ними делать.
Это статья из журнала "Буддизм сегодня" (№3, 2002). Автор Войтек Трацевкий.
Всем, у кого хоть изредка появляются мысли о том, что они несчастны - особенно рекомендую прочитать.
Кто-то, кто не существует, говорит что-то, что не существует, тому, кто не существует.
В буддизме речь идёт о свободе. Обычно мы стараемся получить только внешнюю свободу - от службы в Армии, коммунистов, навязчивой власти костёлов, трудных и злых людей и т.д. Мы хотим быть независимыми. Однако, Будда увидел, что важно иметь также внутреннюю свободу, потому что до тех пор, пока над нами властвует наша внутренняя ограниченность, мы не являемся по-настоящему свободными.
Наши эмоции неустанно принуждают нас думать, говорить и действовать странным образом, что исключает возможность быть действительно счастливыми. Будда, также открыл, что стоит освободиться от внутренних ограничений. Благодаря этому, мы будем в состоянии достичь сначала Освобождение, а потом Просветление - окончательную свободу и высшую радость. Для того, кто Просветлён разного рода мирские зависимости - привязанность и отвращение, приобретение и потеря, похвала и порицание, слава и забвение, боль и удовольствие - не являются его опытом. Это очень особенный опыт - мы часто можем в этом убедиться на примерах из собственной жизни, мы теряем кого-то или слышим какие-то плохие слова в свой адрес, нас забывают или мы одиноки, да и просто посещение стоматолога… В действительности мы живём в таком мире, в каком состоянии находится наш ум. Когда-то у меня была лекция в Екатеринбурге на Урале. Обстановка в зале была очень несвежей, полная напряжения. Поэтому я много говорил о свободе, о том, что в действительности ничего нас не ограничивает, что все внешние явления и внутренние состояния ума само освобождаются в тот самый момент, в который появляются. Я старался как только мог немного «растолкать» пространство по сторонам, открыть, чтобы люди могли вздохнуть, чтобы вышли из зала вдохновлённые и расслабленные. Но по истечению двух часов моих акробатических трюков, одна женщина с первого ряда подняла несмело руку и задала вопрос своей жизни: «Ну, хорошо, но что буддизм запрещает?» … Её это действительно интересовало. Она вообще не услышала, что она свободна - это опасная информация или влетала ей в одно ухо и вылетала в другое, или даже не влетала в первое. Религия была для неё системой запретов и указаний - настоящая трагедия… Часто, когда люди хотят узнать что-то о сути поучений Будды, они спрашивают: «что есть, чего не есть, как одеваться, как не одеваться, когда праздники и т.д.» И когда они слышат, что у буддистов праздник 365 дней в году, потому что мир всегда совершенный - они с недоверием качают головой. Это им кажется совершенно невозможным, то, что в буддизме называется просто продолжительной радостью, свободой, силой, активностью, не разделяющей любовью, мудростью, бесстрашием и различными другими совершенными качествами, какие мы только можем себе представить. Иногда задумчиво слушают, что единственное препятствие, которое делает невозможным переживание такого целого богатства здесь и сейчас, это наши собственные мешающие чувства, застывшие, двойственные взгляды, эгоизм, католическое воспитание, опасения и ожидания и все другие трагические и странные слабости и превратности судьбы. Тем временем Будда действительно искал единственную продолжительную радость и наконец её нашёл - тибетское выражение описывающее его высшие поучения, звучит так: «Чаг дзя ченпо», что можно перевести как: «Единство радости и пространства, которые ничего не превосходят». Если говорить коротко, то речь идёт о радости. Собственно поиск продолжительного счастья было единственной причиной, по которой Будда начал медитировать. Он обратил внимание на интересную закономерность, увидел, что несмотря на все попытки схватить счастье, оно всё равно непременно уходит - когда приближаемся к нему, на стольок, что нам кажется что мы сейчас его коснёмся, всегда оказывается, что в действительности ничего нет такого, что можно схватить, что каждое мгновение радости уходит. Продолжая искать дальше, мы снова остаёмся ни с чем. Счастье, которое мы искали, всегда остаётся где-то в прошлом. Всё что мы делаем, мы делаем для того, чтобы снова его пережить: ходим в школу, путешествуем, влюбляемся. Просто мы хотим пережить радость и это является мотором всех наших действий. Будда увидел, что счастье не в ситуациях, любовницах и не в предметах, а скорее в уме - он понял, внешнее, происходящие явления и переживания едины на момент радости, которая с безначального времени была нашей истинной природой. Используя его методы мы стараемся просто воплотить в жизнь эту истину - пережить продолжительную радость неотделимо от нашего ума. Речь идёт только об этом.
Как мы можем растворить эти затемнения, которые не дают возможность нам это пережить?
Чтобы наша работа с умом приносила результаты, прежде всего нам нужна честность - мы должны действительно решить, что хотим развиваться для того, чтобы помогать другим. Важно также, чтобы мы отдавали себе отчёт в том, что существует только один способ оценки успешности нашей практики - если нашего «я» с каждым разом становится меньше, это значит, что мы развиваемся, а если его с каждым разом больше, это повод считать, что мы где-то допустили ошибку. Быть может где-то глубоко в уме мы всё ещё чтим наше «эго» и стараемся его спрятать - тогда не поможет нам ни одна мантра, ни одна визуализация. Настоящее развитие происходит только с искренней мотивацией - с бесчисленных попыток ослабления своего «я», «проверка» его при каждой возможности. Прекрасную возможность для этого дают мешающие эмоции - они всегда под рукой и содержат в себе очень много энергии. Если мы позволим им руководить нашими мыслями, словами и действиями они будут значительно усложнять нам наше движение в сторону Просветления, но если мы научимся их избегать, осознавать их пустотную природу и, наконец, переживать их как мудрости, которыми они в действительности и являются, в этот момент они становятся полезными помощниками. Благодаря работе с гневом, гордостью, привязанностью, ревностью или неведением наша практика также не будет скучной…
В действительности, самым лучшим средством против всех мешающих чувств есть сочувствие, глубокая, не делающая различий любовь. Тот, для кого это очень близко, не будет иметь больших проблем с гневом, любовь исключает ненависть, также ты не станешь слишком гордым, потому как, когда любишь людей, не можешь смотреть на них свысока и считать себя центром всего. Тебя не будет беспокоить и овладевать твоим умом желание и привязанность, потому как счастье других будет для тебя важнее, чем собственное, не будет также ревности, так как сутью ревности является эгоизм и плохие пожелания. Сочувствие проводит нас также к окончательной мудрости, приближая к себе всех и вся - причина, по которой начинаем чувствовать вкус единства, самой сути, свободной от разделений и границ.
ГНЕВ
Гнев, как правило, взрывается неожиданно, горит высоким пламенем, но к счастью, несмотря на то, что он такой разрушительный и сильный, он также быстро погибает, как сжигание соломы. Если бы мы были в состоянии гневаться в течение целого часа, то наш ум этого не выдержал бы. Даже несмотря на то, что гнев очень сильное переживание, оно не длится слишком долго, к счастью для нас и для других. Работать с гневом можно различными способами. На начальном этапе мы просто можем избегать ситуаций, в которых мы обычно начинаем гневаться, общения с трудными людьми и т.д. Иногда это самый лёгкий и самый лучший способ. Существует два типа гневных людей. Первый, это те люди, которые являются трудными, они знают это и хотят это изменить. К другому типу относятся те, которые держаться за свой гнев, думая, что он является их глубокими внутренними качествами. Пребывая с трудными людьми, которые хотят развивать это, иногда мы можем им помочь, хотя нужно также и оценивать себя - если у нас ум слабее, чем у них, то мы можем в их обществе потерять много энергии и сами стать гневными. Проведение времени с людьми, которые не хотят меняться и хотят, продолжать ,смотреть на мир через старые, чёрные очки, просто не имеет смысла - против их желания мы не в состоянии что-либо сделать для них и только сами потеряем большое количество хороших впечатлений в уме. Короткий пример. В одном из центров подошла ко мне после лекции одна дама пожилого возраста и сказала: «Я одинока, хотя и не хочу этого. Меня не любят люди, они издеваются надо мной. Что мне делать?» Даже на первый взгляд было видно, что она является гневным человеком и не любила всё происходящее уже только потому, что оно происходило. Услышав, что скорее всего Лама Оле посоветовал бы ей прочитать миллион мантр Любящих глаз, сказала, что не хочет этого делать. Она не хотела даже объяснять, почему она не хочет этого делать, а продолжала искать причину извне, совершенно не видя, что сама выбирает одинокий, недружественный мир, что причина этого только в её уме.
Существует определённая закономерность, которая относится к гневу и всем другим мешающим чувствам. Если мы действительно хотим избавиться от этих всплесков, если стремимся увидеть истинную природу мешающих эмоций и развивать способность освобождать от них других, тогда в какой-то момент у нас это получиться: или через неделю, или через семь, а может быть семьдесят лет. Если однако мы цепляемся за свой гнев и считаем, что он обоснованная реакция на обиду, которая у нас возникла, тогда мы никогда от него не избавимся. Как же работать с гневом? Первый способ, который мы можем использовать идёт с уровня Малого пути - мы просто уходим от проблем, избегаем ситуаций, в которых, как правило, мы выходим из себя. Например, если мы знаем, что в субботу в шесть часов вечера нас всегда приходит навестить тёща, то в пять тридцать мы берём свою собаку и идём с ней гулять на очень длительную прогулку. Хотя существует риск, что после ста восьми провалившихся попыток продемонстрировать нам свою мудрость, наша ненаглядная мама сориентируется, что мы избегаем общения с ней и в следующую субботу придёт в пять часов. Когда мы неожиданно увидим её в дверях, мы можем, конечно, попытаться в последний момент просочиться мимо, но её размер и вес могут окончательно сделать эту проблему неразрешимой. Тогда нам придётся использовать Великий Путь - дорогу сочувствия и понимания пустотности всех явлений. Мы просто знаем, что тёща является сном, мы берём газету и во время её монолога на тему всех наших ошибок, обращаем внимание на то, что Папа снова наговорил в Африке о средствах контрацепции. Так как Махаяна это также любовь и сочувствие, то через пять минут, говорим, что: «Наверное мама права», - чтобы она ощутила себя нужной - и мы знаем, что это правда, так как не существует неправды, только она этого не знает, а мы стараемся не доставлять ей неприятностей. Лама Оле когда-то сказал: «Лучший способ избавиться от всех проблем - это осознать то, что в действительности нас нет». В нашем семейном примере это выглядит так: «Кто-то, кто не существует, говорит то, что не существует, тому, кто не существует». Тогда нет никаких проблем, а об этом, собственно, и идёт речь.
И, наконец, Алмазный Путь - самый трудный, но единственный самый быстрый. Мы поднимаем всю ситуацию целиком на высший уровень - мы не избегаем её, не концентрируемся на видении её пустотности, а превращаем её в праздник Просветления. Мы воспринимаем незванного гостя как женский Будда-аспект, а собственную камуналку - как Чистую Страну. Если наша реализация достаточна глубока, то действительность преобразуется - возможно тёща затанцует как настоящая дакиня, а стена с обоями в зелёно-бронзовых цветах - растворится в тёщином свете. Если действительно пытаться ьвидеть в людях их достоинства, а не недостатки, как часто хочет этого наше «эго», тогда возникает больше шансов, что эта идея им самим понравиться и они охотно приспособятся к нашему видению. В действительности все совершенные качества существ - это проявление их истины, их Будда-природы, а все ошибки и странные действия берут своё начало из иллюзии, и являются полностью не истинными. Поэтому, если воспринимать только слабости людей, то мы автоматически удаляемся от сути, от собственной реализации. Вместе с тем, это вовсе не означает, что всё вокруг действительно праздник - до тех пор, пока мы не превратим свой абсолютный потенциал в живой опыт - мы будем совершать ошибки, которые совершают другие. В Алмазном Пути не идёт речь о том, чтобы перекрасить всё в розовый цвет, речь идёт только об осознавании того, что имеет окончательное, а что временное значение, что выражает абсолютную природу существ, а что является только полным просто недоразумением.
Существует также несколько практических способов работы с гневом. Мы можем, например, отказаться участвовать в повседневном эмоциональном пинг-понге. Мы просто не отбиваем мячи - несмотря на то, что «эго» хотело автоматически среагировать на проявление гнева таким же ограниченным способом и поранить противника, мы просто наблюдаем и не принимаем в этом участия. Благодаря этому вся ненужная ситуация быстро растворится - так должно произойти, потому что трудности живут только за счёт нашей энергии не имея собственного источника существования. В тантрических поучениях говорится, что Рудрен, или «супер-эго» может победить только Красная Дакиня, пустота. Если агрессия направляется в пустое пространство, то есть большой шанс, что она скоро пройдёт. Это особенно полезно в партнёрских отношениях. Если мы связаны любовью или брачными узами и не можем так легко отпустить ситуацию и таких простым способомизбежать неприятностей, то мы будем вынуждены время от времени работать с гневом и другими эмоциями. Окажется, что, вопреки, первому впечатлению это будет очень полезным для нашего развития - как говорил Ницше: «Всё что нас не убивает, делает нас сильнее». Когда каждый день мы возвращаемся домой и едим пересоленый суп, то каждый раз перед нами открываются неограниченные возможности духовного роста. Другой практический способ против гнева - это использование его энергии для того, чтобы сделать что-то полезное. Мы можем, например, вымыть тарелки, вместо того, чтобы их разбить, переставить мебель, вместо того, чтобы выкинуть её в окно. Если мы по своей природе ленивы, стараемся просто переждать грозу, самое обычное, что делают во всём мире, ничего не делать и не говорить какое-то время. Обычно, когда мы взрываемся гневом, мы тотчас же хотим что-то сказать или что-то кому-то доказать, часто именно в этот момент мы пытаемся решить все жизненные трудностями - расстаться с партнёром, бросить работу, начать новую жизнь и т.д. А тем временем все трудности, возникшие в состоянии помешательства вряд ли принесут какие-то хорошие результаты, это только помешательство. Поэтому хорошо просто переждать грозу, для того, чтобы не ранить других и не отравить собственный ум. Почувствовав, что взрыв приближается, стараемся быть ещё более нежными и любящими, чем до этого. Со временем это будет у нас в крови и мы будем иметь всё меньше и меньше трудностей с гневом.
ГОРДОСТЬ
Характерным для для гордости является то, что она старается быстро как можно сильнее заблокировать всю информацию - кто-то, кто является гордым часто думает, что знает всё лучше. В такой ситуации трудно чему-то научиться, поэтому гордость может оказаться очень сильной помехой в практике - большое количество времени уходит на важные размышления. Случается, что гордые люди остаются с каким-то учителем так долго, как долго он им нравится. Если неожиданно вытащить из под них кресло, на котором очень удобно разместилось их «эго», они не воспринимают случившееся как урок, они только узнают, что их учитель никуда не годится и уходят. В действительности их мастером остаётся только их «я», что является достаточно безумной идеей. Часто проблемы с гордостью имеют люди, у которых хорошие интеллектуальные способности - если у них нет дистанции по отношению к самим себе, тогда все знания собираются в задней части головы и размещаются таким образом, что их нос непременно поднимается вверх. Своим ученикам, которые практиковали Малый Путь Будда помогал избегать ситуаций, в которых те могли бы стать гордыми. Его ученики давали обещание не сидеть высоко, не накапливать богатство и т.д. Следуя его совету они все просили милостыню на улицах, что являлось, конечно, очень хорошим способом работы с гордостью. Однако мы будем использовать в работе с нею методы Великого и Алмазного Пути - мы бы выглядели очень забавно на улицах с мисочками для подаяния в руках, а на собраниях на фирме всегда сидели бы на полу. Это возможно было бы хорошо для нашего собственного развития, но может оказаться рискованным для лица буддизма на Западе.
В работе с гордостью очень полезным является понимание и переживание пустоты явлений, каждодневные медитации и наблюдение за светами. Если наше «я» не существует, у нас нет ни малейшей возможности, чтобы мы были лучше, чем другие - чтобы появился хоть маленький шанс для этого, мы должны были бы существовать. Если глубоко понять эту простую истину, мы могли бы расслабиться и сэкономить много времени, которое до этого мы тратили на полностью лишнее и никому не нужное соперничество. Хорошим лекарством от гордости есть также осознавание, что другие важнее, чем мы сами - хотя бы потому, что их больше. Если мы начнём думать об их потребностях и как сделать для них что-то хорошее, тогда у нас не будет времени на то, чтобы думать о себе и о своих преимуществах. Наконец, на уровне Алмазного Пути мы вместо того, чтобы думать, что мы особеннее и лучше других, мы преобразовываем исключающую гордость в гордость включающую и осознаём, что все превосходны, что все Будды. Таким образом наша гордость может стать даже полезной. На практическом уровне такая трансформация приносит ещё одну пользу - мы всегда находимся в хорошей компании. Лама Оле всегда воспринимает людей таким образом - как интересных и полных достоинств. Благодаря этому мы всегда находимся в хорошей компании - в нашей (смех)…
И несколько практических советов. Хорошим способом работы с гордостью являются простирания, так как наше «эго» не любит кланяться. Отличные результаты приносит также смех над собой или мы просим посмеяться над собой других, чтобы они нам в этом помогли. Если мы сделали что-то плохое и нашего друга забавляет наше ощущение неловкости, то почему мы должны отказывать ему в такой приятной вещи, охраняя какую-то иллюзорную собственную территорию. Мы позволяем другим смеяться над нашими недостатками, возможно мы переживём при случае настоящее облегчение - мы почувствуем вкус независимости от мнения других. Если мы попытаемся использовать наше тело, речь и ум как инструменты для давания другим радости и всевозможных способов принесения им пользы, не ожидая благодарности, тогда гордость будет не в состоянии прочно закрепиться в нашем уме и будет вынуждена поискать себе другую жертву.
ПРИВЯЗАННОСТЬ
Для описания этого невроза употребляют разные определения - одни называют его цеплянием, другие желанием или, собственно, привязанностью. Стоит, наверное, на минутку присмотреться к этому слову. Например, желание не содержит в себе никакого особого драматизма, если оно в дружбе со здравым смыслос. Это просто энергия, которую мы можем превратить в радость. Однако если в весь этот процесс трансформации включается привязанность, определённо появиться очень много проблем, потому что цепляние означает ограниченность, зависимость. Кроме того, мы обычно путаем привязанность с любовью, оба этих чувства не имеют между собой абсолютно ничего общего, любовь на самом деле является чем-то совершенно другим. Привязанность хочет ограничить, думает только о себе, хочет брать и закрывает пространство, а любовь стремится освободить, думает о других, старается давать и всё открывает. Это два совершенно разных качества.
В действительности любовь является намного лучше, чем привязанность. Любить других, работать для них и давать им то, что им нужно, является чем-то действительно правильным - нет ничего в жизни лучше этого. Если речь идёт, например, о нашем чувственном союзе, то мы должны взаимно стать спиной к друг другу и посмотреть прежде всего по сторонам во внешний мир на то, что мы можем сделать для него вместе. Если мы будем всё время повёрнуты лицом друг к другу, если мы будем обращать внимание только друг на друга и замыкать таким образом всю ситуацию, то рано или позно у нас появятся проблемы или, по крайней мере, мы потратим много времени на поиск прибежища в очередной приходящей ситуации. Очень хорошим лекарством от очередной привязанности является что-то, что лама Оле называет «фактором жалостливости». Каждое утро мы смотрим на своё собственное лицо в зеркале - делая себе макияж или бреясь, в зависимости от пола или от склонностей - и это переживание должно быть переносимым. Если предыдущий вечер мы сто восемь раз играли на мандолине перед балконом, на который сто восемь раз никто не вышел, то возможно посмотрев себе в глаза в этот раз мы поймём, что с этим нужно в конце концов что-то делать. Просто переживая постоянно одну и ту же ненужную зависимость в какой-то момент нам становится себя очень жалко. Мы должны учиться на собственном опыте и смотреть на каждую очередную ситуацию под углом того, какие возможности появляются, а не под углом того, что мы вследствие этого потеряли. В действительности мы не можем никогда ничего потерять, так как никогда ничего не имели. Мы одни родились, живём также одни, и хотя мы окружены близкими и приятелями, в этом нет никакого сомнения, что умрём мы тоже одни. Все попытки схватить что-то, о чём мы говорили раньше заканчивались неудачей, мы можем теперь различить и использовать возникшее таким образом пространство и энергию для освобождения своего ума от очередных недоразумений и пробуждения его совершенных качеств.
В работе с привязанностью очень помогает понимание пустотности явлений. Ещё лучшим в действительности является развитие непосредственного взгляда в их природу, который возникает благодаря медитации. Без пребывания в фазе растворения во время формальной медитации и без героического отождествления также в каждодневных ситуациях с открытым пространством, которым мы в действительности являемся, скорее всего нам будет трудно развить дистанцию к происходящему и избежать того, чтобы стать жертвой нашего привычного и автоматического цепляния к тому, что появляется в уме - в так называемом «внешнем» мире, наполненном различными ситуациями и «внутреннем» пространстве наших чувств и представлений.
РЕВНОСТЬ
Чтобы в действительности избавиться от этого исключительно безнадёжного мешающего чувства, мы должны прежде всего сделать определённые усилия и закрепить взгляд Дхармы на его счёт… До тех пор, пока в глубине ума уоренилась ревность как устоявшаяся реакция на ужасную несправедливость, которую мы переживаем, никогда не удастся нам избавиться от этой слабости. Если мы действительно хотим работать с умом и действительно хотим избавиться всех ограничений для того, чтобы быть в состоянии поделиться с другими этой свободой, мы должны начать с собственного взгляда - без него ни одно действие не принесёт результатов. Удержание буддийского взгляда на ревность не лёгкое дело, потому что это очень отличается от подхода, который мы знаем из нашей культуры - из романтической литературы, любимой Саги Карингтонов, поведения наших родителей, их родителей и родителей их родителей… В обычном мире люди часто считают ревность чем-то истинным и ценным аспектом своей личности, а не концентрацией плохих пожеланий, которой она является на самом деле. Иногда мы думаем, что ревность это проявление силы, тогда как на самом деле она скорее признание своей слабости и зависимости - если явления происходят согласно наших ожиданий, мы удовлетворены, когда однако наш партнёр подбрасывает нам совершенный повод для работы с умом и не приходит ночевать, вместо того, чтобы использовать подвернувшуюся возможность и ослабить никому ненужное «эго», мы разыгрываем одну и ту же трагедию, мы превращаем нашу квартиру в поле боя и ведём себя как ребёнок, теряя своё лицо.
На ревность можно посмотреть, также, с другой стороны - у нас просто нет на неё времени. Ни одна минута потраченная на то, чтобы поддаться ей и отыграть каждый раз очередную одну и ту же сцену, больше к нам не вернётся. Если только мы действительно хотим быть полезными и больше помогать другим, мы не можем себе позволить тратить силы по причине собственных разочарований. Что является противоядием для ревности? Лекарством от неё являются просто хорошие пожелания.
Рассказывая о работе с ревностью Лама Оле говорит часто что, чтобы избавиться от неё, мы должны приложить определённые усилия и искренне желать партнёрше двести офицеров с усами и на белых конях, а партнёру двести девушек за ночь и много энергии, чтобы он мог справиться с этим заданием. Слыша такой совет в первый раз, мы возможно подумаем что Лама сошёл с ума и хочет уничтожить нашу сложившуюся семейную жизнь или, что он просто шутит. Но здесь речь не идёт о том, чтобы мы отправились в ближайшие казармы за эскадроном желающих уланов или начали при помощи специальных журналов искать соответствующего качества барышень с родословной и желанием разнообразить свою жизнь. В этих поучениях речь идёт только о том, что мы должны научиться искренне желать такого рода счастья прежде всего всем остальным, а не самому себе. Ревность не имеет никакого исторического значения в происходящем и не является чем-то нужным - она только блокирует наше развитие и становиться причиной того, что вместо того, чтобы становиться свободными, мы становимся малодушными.
НЕВЕДЕНИЕ
Лекарством от неведения является обычное знание. До тех пор, пока мы не пережили того, какими явления есть на самом деле, мы должны стараться приблизиться к такому взгляду при помощи средств, которыми мы пытаемся пользоваться. Очевидно одного интеллектуального знания не достаточно - в буддизме речь идёт o непосредственном переживании природы явлений - но оно является большим помощником. Хорошо время от времени прочитывать какую-нибудь хорошую книгу о том, какими вещи являются или послушать кассеты с лекциями Ламы. Настоящий источник мудрости также наш собственный опыт - знание, что благодаря ему мы накапливали в дополнение все эти достоинства, и что он в действительности полон силы, истинный и непосредственный. Окончательная истинная мудрость появляется только благодаря медитации - если постоянно снова и снова мы стараемся покоиться в уме, в конце концов это войдёт в нашу кровь, и будет с каждым разом всё легче и в результате мы достигнем просветления.
На психологическом уровне у неведения есть ещё один аспект - это достаточно распространённая позиция, которую можно описать при помощи такой формулировки: «Не знаю, потому что не хочу знать». Если более или менее мы согласны с позицией, что у собаки больше проблем, потому что она совершенно ничего не понимает и для полной жизненной удовлетворённости ей будет достаточно хорошего обеда и выглядывания из окна, но этого скорее всего будет не достаточно для того, чтобы постичь природу нашего ума для принесения пользы всем существам.
В работе с неведением очень помогает также опыт. Когда заметим, что благодаря пониманию мы становимся каждый раз более независимыми, счастливыми и полезными, наша мотивация для дальнейшего развития, конечно же, станет сильнее, более стабильной и приведёт нас к окончательной победе.