(no subject)

Nov 25, 2017 21:31

Учебник Иванова по русскому языку для 4 класса (программа Начальная школа XXI века) просто ужасен. Ну как такое детям вообще можно давать? Как дети могут по такому удивительному пособию учиться самостоятельно?

Началась тема спряжение глаголов. Авторы, похоже, совсем не понимают, что главный смысл происходящего - чтобы дети научились писать правильно. Это для них так, незначительный побочный эффект на фоне филологии, которую, конечно, нужно знать досконально. Самое нужное для грамотного письма старательно запрятано на самое дно и сформулировано так, чтобы использовать эти сведения было как можно труднее.

В очередной раз убеждаюсь, как нам безумно повезло с логопедом. Всё, что нужно знать про спряжение глаголов она нам сформулировала летом минут за 10 минут, выдав две таблички для наглядности. С тех пор по её алгоритму (впрочем, это самый обычный алгоритм, простая суть вопроса) ребёнок более-менее научился правильно определять окончания, но когда эта тема пошла в учебнике, начались проблемы - потому что эти упражнения не про "правильно писать", а вообще не пойми про что. Чего они добиваются, я никак не могу понять?

Привычно гадит транскрипция. Упражнение: нужно переписать с правильными окончаниями слова "кури[ца], улыба[ца], ули[ца], верте[ца]" и т.д. На слух ребёнок пишет более-менее правильно, хотя ошибок с окончаниями глаголов до сих пор много, тема сложная. Имея перед глазами вот эти [ца] он записал неправильно вообще всё. Нет, он прекрасно знает, что транскрипция - это как слышится, но когда перед глазами образец, как это пише[ца], то визуальный канал глушит всё остальное.

Зачем такие задания вообще нужны? Мой ребёнок - живая иллюстрация к тому, что говорит Людмила Ясюкова по данному поводу. Такой метод самым прямым и непосредственным образом учит его писать неправильно.

Я специально опрашивала при случае своих друзей - кто как исправляет свои ошибки. Есть люди, которые со школы помнят правила и пользуются ими, но таких мало. Большинство (и я в том числе) пишет слово, а потом видит, что написано неправильно - и исправляет. Т.е. опора на визуальный образ, на то, что глаза видели правильно написанное слово. В случае с транскрипциями дети постоянно видят неправильно написанные слова, которые и начинают воспроизводить. Естественно. А чтобы написать правильно, им нужно совершить тройную работу, прочитав транскрипцию, "услышав" слово и только потом записав его правильно - если получится, конечно. Вот зачем это нужно, где, где, где смысл?

школа

Previous post Next post
Up