Apr 01, 2014 17:21
Журнал №440 Инженерного Комитета ГВТУ
8 Мая 1917 года.
Инженер Ингал представил на рассмотрение Инженерного Комитета 20-го марта с/г. чертежи и описание изобретенного им бронированного автомобиля.
Предложенный инженером ... автомобиль имеет около 5 аршин высоты, 12 футов ширины и 15 аршин длины. Кузов его закрыт со всех сторон 8-9 м/м. броней. Вход сделан сверху из вида люка. Внутри автомобиль разделен на 2 этажа. В верхнем этаже помещается артиллерийское вооружение (12 орудий, пулеметы или другое вооружение), необходимый персонал для обслуживания и наблюдатели.
Для наблюдения служат окна, прикрытые снаружи быстро вращающимися дисками с ножами, предупреждающими проникновение пуль. Эти же вращающиеся ножи имеют назначение резать проволоку и не позволять противнику подойти к автомобилю. В нижнем этаже помещаются моторы и механизмы, слесарная мастерская, походная аптека и служебный персонал.
Спереди автомобиля внизу устроена быстро горизонтально движущаяся пила, делающая 400 ходов в минуту и служащая для перепиливания даже металлических стоек проволочных заграждений. Для пилы и дисков предположен свой 80/100 сильный мотор. Для движения автомобиля автор предлагает применить 150/175 сильный мотор. Мотор приводит в движение (карданом) вал, который при помощи цепной передачи приводит в движение три пары задних колес автомобиля находящиеся на трех ведущих осях. Тормаза устроены как на грузовых автомобилях. Передние две оси соединены с рулевым управлением. Общий вес бронированного автомобиля по мнению автора 800 пудов.
Рассматривавший это дело Инженер Генерал Кирпичев доложил Инженерному Комитету, что при поверки веса оказалось, что так как 9 м/м. литой или прокатной стали 1 кв. метр весит 70,74 килограмма то следовательно 1 кв. саж. весит 70,74 х 0,277 = 19,6 пуда. Вес брони автомобиля выразится (2+5+15’) 19,6 = 800 пудов.
Артиллерийское вооружение, считая 6 орудий и 6 пулеметов, будет весить - 6 орудий - 300 пудов, по 100 снарядов к ним - 300 пудов и 6 пулеметов с патронами - 60 пудов. Всего артиллерийское вооружение приблизительно весит 660 пудов. Прибавляя 30 человек прислуги 150 пудов получим полную нагрузку 1600 пудов или около 26 тонн. Считая вес механизмов, шасси и остального оборудования по крайней мере столько же, получаем общий вес автомобиля около 50 тонн.
При таком весе, по мнению докладчика, сконструировать автомобиль на колесах вообще, а на 5 парах их в частности, для движения по грунтовым дорогам вряд ли возможно.
В частности докладчик отметил следующие недостатки:
а/ такой автомобиль представляет крайне сложную и громоздкую машину;
б/ ни по одному существующему мосту автомобиль пройти не может;
в/ Повороты автомобиля на грунтовой дороге представят чрезвычайные затруднения, если не окажутся совершенно невозможны при громадном сопротивлении скольжению углубившихся хотя немного в грунт 10 колес, не говоря уже о трудности поворота рулем в ручную сразу двух передних осей.
г/ Задним ходом идти невозможно так как шоффер сидит спереди и назад ничего не видит;
д/ преодоление искусственных препятствий помощию пилы и вращающихся дисков неудовлетворительно, благодаря сложности устройства (проще их давить);
е/ автомобиль представляет из себя слишком большую цель, влезать и вылезать из автомобиля очень трудно;
ж/ по опытам закрытие окон быстро вращающимися дисками не предохраняет наблюдателей от поражения.
В общем докладчик полагал бы, что предложение инженера Ингала в представленном виде практического значения для военных целей не имеет.
Инженерный Комитет, выслушав доклад Инженер Генерала Кирпичева, полагал бы предложение инженера Ингала …вого автомобиля отклонить.
Подлинный за надлежащими подписями.
С подлинным верно:
И.д. Столоначальника, зауряд военный чиновник Голованов.
[РГВИА. Ф. Xx. Оп. Yy. Д. Zz. Л. 484-485об.]
Реквизиты я скрываю до поры-до времени, немножко блюду свой интерес.
Но, думаю, излишне уточнять, что документ - подлинный, хоть и «День Д» на дворе)
сумрачный великорусский гений,
Первая мировая война,
архивумное