В продолжение разговора об относительном снижении нефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета (навеяно вопросом @NurBeobachter, график повторяю для наглядности).
Уже лет десять-двенадцать назад начались разговоры (я точно зафиксировал эту мысль в каком-то из своих больших текстов, но сразу не могу вспомнить, где именно) о том, что добыча нефти в России уходит на север и на восток, что делает её более дорогой; неизбежным следствием этого станет снижение доходов от нефти.
Судя по графику, этот процесс стал явью в районе 2018 г. Не знаю, насколько глубоко в Минфине осознали эту проблему (я не был в России с 2017 г. и не имел возможности поговорить), но на практике стали приниматься многочисленные решения, которые компенсировали падение доходов бюджета.
Отсюда мой прогноз: процесс снижения доходов от нефти будет продолжаться (в дополнение к указанному объективному фактору скажем спасибо Путину за войну, которая привела к нефтяным санкциям и снижению добычи нефти, и за обнуление газпромовского экспорта в Европу), таким образом Минфин не остановится в своей тактике повышения других налогов в этом году, такие решения будут приниматься постоянно.
Не знаю, каждый год нам будут об этом объявлять, или раз в два года - посмотрим на степень “агрессивности” предложений, которые Минфин пробьёт у Путина в этом году. Но повышение налогов становится “новой нормальностью”.
Sergey Aleksashenko
May 4 at 20:22