Сторонники Трампа считают, что он положил конец эпохе, когда союзники США пользовались их защитой. Теперь, по их мнению, мир вынужден подчиниться принципу «Америка прежде всего».
![](https://ic.pics.livejournal.com/augean_stables/95979817/4173103/4173103_original.jpg)
An illustration of Trump looking dissatisfied with his arms crossed. Several hands reach out and offer him ice cream, cash, flowers and gifts.
Иллюстрация: Ellie Foreman-Peck
▫️В Европе Трамп требует купить Гренландию, высмеивает оборонные меры Дании и навязывает американский газ. Брюссель пытается избежать конфликта, но понимает, что уступки не бесконечны.
▫️Трамп поддерживает Илона Маска в споре с ЕС о цифровых услугах, что вызывает недовольство в Европе. Его симпатии к популистам, таким как Орбан, подрывают единство ЕС. Если союзники поверят, что прежний мировой порядок разрушен, они могут сблизиться с Китаем.
❗️Трамп считает, что побеждает, но если союзники отвернутся, ему будет сложнее диктовать миру свои условия.
-
Если Трамп убедит партнеров, что порядок после 1945 года действительно мертв, все станет некрасиво
ЕСТЬ пьянящие времена для сторонников Президент Дональд Трампа. По их словам, их чемпион объявил новую эру, в которой Америка без смущения будет использовать свою силу для защиты своих интересов, и мир падает в очередь.
Для ведущих членов Trumpworld такое затопляющее отступление неудивительно. На их взгляд, глобализированный мировой порядок под руководством Америки, последовавший за Второй мировой войной, превратился в рэкет. Особенно в высокомерные годы после распада Советского Союза, когда вашингтонские гранды исследовали мир, казалось бы, без соперников, сменявшие друг друга президенты позволяли беспомощным союзникам и торговым партнерам свободно передвигаться по американской безопасности и красть американские рабочие места. Теперь, как воры, пойманные на месте преступления, иностранцы чувствуют праведный гнев Трампа "Америка прежде всего" и знают, что игра окончена.
Будучи сенатором-республиканцем, Марко Рубио много лет был хвалящим Рейгана сторонником мускулистой американской внешней политики. После обращения в трампизм он теперь является госсекретарем. Объясняя свою новую работу на Fox News, г-н Рубио описал, как сказал иностранным коллегам: “Я знаю, что вы привыкли к внешней политике, в которой вы действуете в национальных интересах своей страны, а мы как бы действуем в интересах всего мира или мировой порядок. Но сейчас нами руководит человек другого типа.” Что касается стран, которые используют асимметричное открытие рынков для увеличения профицита торгового баланса с Америкой, их лидеры задаются вопросом “, почему нам потребовалось так много времени, чтобы уловить их уловки, предположил г-н Рубио.
Если смотреть из Вашингтона, похоже, что даже богатые и гордые союзники отступают. Возьмите Европу. Трамп потребовал, чтобы Америка купила богатый минералами остров Гренландия из Дании. Вместо того, чтобы противостоять ему, датчане попросили европейских лидеров избегать заявлений, которые могут спровоцировать Трампа. Неудивительно, что Трамп звучит безмятежно, заявив журналистам в прошлом месяце, что “мы получим” Гренландия. Америка должна контролировать остров, потому что Дания не может защитить Арктику от Китая и России, настаивал Трамп, высмеивая планы Дании усилить свою северную оборону как добавление “двух собачьих упряжек” (при этом не упоминая американские вооруженные силы, уже дислоцированные в Гренландии).
По правде говоря, если Трамп думает, что другие правительства сдаются без боя и смиряются с новым, могущим сделать правильный мировой порядок, он просчитывает. Большинство союзников верят в систему после 1945 года, которую он так презирает, и надеются защитить ее основные элементы. Избегание боев - это первоначальный, тактический ответ. Второй план предполагает его подкуп, объясняют высокопоставленные деятели Брюсселя. Хотя представители торговли Европейского Союза потратили месяцы на моделирование затрат на различные тарифы Трампа ЕС экспорт и ответные шаги - настоящая цель - избежать тотального торгового конфликта. Этим объясняются приятные Трампу предложения глав Еврокомиссии покупать больше американского сжиженного природного газа, в идеале прекращая потребность Европы в российском газе. Именно поэтому несколько членов НАТО обещают увеличить оборонные бюджеты и потратить эти дополнительные миллиарды на американские истребители и другую дорогую экипировку.
Но жесты умиротворения и тактические отступления по незначительным вопросам могут выиграть лишь очень много времени, и Европа понимает, что нависает гораздо более трудный выбор. Штурм господина Трампа шире и глубже, чем предполагалось, считает директор компании Стивен Эвертс ЕС Институт исследований безопасности, ан ЕС агентство по планированию политики и исследованиям. “Ожидалось, что атака произойдет на торговлю и экономику, мы были к этому готовы.” План Европы заключался в том, чтобы подстраховаться, чтобы сохранить глобализацию, рассказывает он: “Есть 7,5 млрд человек, которые не являются американцами, давайте больше торговать с ними.”
Господин Трамп, однако, выбирает бои, затрагивающие основные интересы Европы, как блока, сила которого заключается в единстве и правилах. В Брюсселе поразительное количество еврократов выражают обеспокоенность по поводу юридического спора, в котором Илон Маск и другие американские технологические боссы противостоят им ЕС закон, Закон о цифровых услугах. Закон требует от компаний социальных сетей контролировать дезинформацию, разжигание ненависти и незаконный контент на своих платформах. Еврократы, расследующие, как X и другие фирмы контролируют контент, могут налагать огромные штрафы. Господин Маск, владелец X, называет это возмутительной цензурой, даже когда он вступает в культурные войны Европы, продвигая в социальных сетях крайне правых и антииммигрантских демагогов. Европейский чиновник настаивает на том, что онлайн-распространение “вопиющей неправды”, некоторые из которых пропагандируются Россией и другими враждебными державами с целью повлиять на выборы, ставит под угрозу “европейский образ жизни”. Но у жалоб господина Маска на слух господина Трампа. “Мы застряли, ” сокрушается чиновник. “Мы не можем просто сказать, что не будем применять положения Закона о цифровых услугах.”
Принятие страха за признание поражения
В застекленных коридорах брюссельской власти царит настоящий гнев по поводу поддержки господином Трампом националистов-популистов в Европе, в частности, премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Пророссийские, прокитайские симпатии г-на Орбана обычно приводят его к жесткому блокированию ЕС политика в отношении этих держав. Для европейцев-центристов принятие Trumpworld г-на Орбана - это не просто партийный шаг. Это нападение на единство их континента и, следовательно, на его безопасность.
Европейские лидеры пока пытаются пойти навстречу Трампу. Горстка популистских лидеров разделяет его взгляды. Большая группа делает ставку на то, что он отвлечется и найдет другие цели. Некоторые надеются переждать его. Но в тот момент, когда Трамп убедит союзников в том, что их благоприятствуемый мировой порядок мертв, их стимулы изменятся. Не теряя ничего, даже дружественные европейские правительства попытаются обмануть, противостоять враждебной Америке и оградить ее. Уже сейчас влиятельные голоса в Брюсселе, Берлине и других столицах бормочут, что Европа должна приблизиться к Китаю.
Господин Трамп любит побеждать. Собственно, многие союзники и соперники все еще надеются, что он еще может потерпеть неудачу. Как только они поверят ему, ему будет труднее подчиниться своей воле. ■
Allies will not appease Donald Trump for ever
❗ The Economist
4 февраля 2025 г.