Бурить и продавать: как первые шаги Трампа отразятся на мировой энергетике

Jan 23, 2025 23:01

О первых решениях администрации Трампа в области энергетики



Дональд Трамп (Фото Andrew Harnik / Getty Images)

Начатое новым президентом США масштабное дерегулирование нефтегазовой отрасли может привести не только к росту добычи углеводородов, но и к масштабному увеличению американского экспорта. По мнению экономического обозревателя Кирилла Родионова, это сократит возможности ОПЕК+ влиять на нефтяные цены, а также обеспечит долгосрочную стабилизацию на газовых рынках.

Нефть: снятие барьеров

Во время инаугурации Трамп повторил свой лозунг: «Бури, детка, бури» (Drill, Baby, Drill). Речь, в частности, идет о предоставлении в аренду федеральных земель для добычи нефти. По данным Бюро земельных ресурсов США, площадь вновь арендуемых для бурения федеральных земель сократилась с 1,62 млн акров в год в первый срок президентства Трампа до 139 000 акров в год в период президентства Джо Байдена. Правда, объем добычи нефти на федеральных землях в период с 2021 по 2024 финансовый год (длится с октября по сентябрь) все равно увеличился с 3 млн до 3,7 млн баррелей в сутки (б/с), а ее доля - с 27% до 28%.

Ключевой указ Трампа в сфере энергетики, подписанный 20 января, начинается со слов о поощрении разведки и добычи энергоресурсов на федеральных землях. Поэтому уже в нынешнем году стоит ожидать увеличения площади вновь арендуемых под бурение федеральных земель. Это будет способствовать наращиванию добычи нефти, которая и без того в октябре 2024 года достигла 13,5 млн б/с - исторического максимума, существенно превышающего текущий объем добычи в России и Саудовской Аравии (9 млн б/с).

К мерам, снижающим регуляторную нагрузку на нефтяную отрасль, относится и снятие запрета на аренду новых зон континентального шельфа для проведения буровых работ, установленного Байденом в начале 2025 года. По данным Управления энергетической информации (EIA), на долю морских участков сейчас приходится 13% нефтедобычи США - 1,8 млн из 13,5 млн б/с. В ближайшие годы эта доля вряд ли будет серьезно расти: обустройство шельфовой инфраструктуры требует немалых капиталовложений, которые сложно будет отбить, если следующий после Трампа президент США пойдет на новые ограничения добычи.

Однако само снятие запрета подчеркивает тренд на дерегулирование нефтяной отрасли, который со временем может коснуться и объектов экспортной инфраструктуры. Речь идет о проектах глубоководных нефтеналивных терминалов, способных обслуживать сверхкрупные танкеры класса VLCC. Администрация Байдена одобрила строительство терминала SPOT мощностью 2 млн б/с, который должен быть введен в строй не позже 2027 года. Сейчас на рассмотрении Морской администрации США (MARAD) находится еще три таких проекта общей мощностью 4,8 млн б/с. В случае их одобрения США смогут преодолеть текущую стагнацию нефтяного экспорта, которая связана в том числе с дефицитом портовой инфраструктуры.

Газ: долгожданная свобода

Дерегулирование затронуло и газовую отрасль. На следующий день после инаугурации Трампа Минэнерго США возобновило рассмотрение заявок на экспорт сжиженного природного газа (СПГ) в страны, с которыми у США нет соглашений о свободе торговли. Без одобрения регулятора американские компании не могут экспортировать газ в страны ЕС, Китай, Японию и Индию, на долю которых приходится в общей сложности свыше 80% мирового импорта СПГ.

К январю 2024 года, когда администрация Байдена приостановила выдачу новых разрешений на экспорт СПГ, на рассмотрении регулятора находилось восемь проектов общей мощностью 225 млн куб. м газа в сутки (в регазифицированном эквиваленте). Для сравнения: по данным Европейской сети операторов газотранспортных систем (ENTSOG), общий импорт газа в ЕС по итогам прошлого года достиг 791 млн куб. м в сутки, из них почти 300 млн куб. м в сутки приходилось на поставки СПГ.

Согласно прошлогодней оценке Минэнерго США, реализация одобренных на тот момент проектов позволит увеличить общую мощность СПГ-заводов в Северной Америке (включая Канаду и Мексику) с 320 млн куб. м в сутки в 2024 году до 680 млн куб. м в 2028-м. Выдача же новых разрешений обеспечит дополнительный рост предложения на рубеже 2020-х и 2030-х годов, что приведет к долговременной стабилизации газовых рынков и ослаблению ценовой конкуренции между Азией и Европой. Несколько упрощая: газа хватит на всех, особенно с учетом развития возобновляемых источников энергии, которое обеспечит торможение спроса на газ в Китае и ЕС.

Бывшие фавориты

Если для нефтегазовой отрасли приход Трампа означал появление новых возможностей, то для ветроэнергетики наступают не самые простые времена. В одном из своих первых указов президент наложил запрет на предоставление в аренду новых зон континентального шельфа для строительства морских ветроэлектростанций (ВЭС). Более того, Министерство внутренних дел США должно будет проанализировать уже действующие договоры аренды на предмет возможности их прекращения. Наконец, указ предписывает провести ревизию всех норм, регулирующих строительство наземных и морских ВЭС. Одобрение всех новых ветроэнергетических проектов приостановлено до тех пор, пока ревизия действующих регуляций не будет завершена.

От этих мер уже пострадала датская Ørsted, которая в 2024 году начала строительство морского ветропарка Sunrise Wind мощностью 924 МВт неподалеку от восточного побережья США - теперь этот проект находится в подвешенном состоянии. Однако основные потери понесет наземная ветроэнергетика, на долю которой в США приходится почти 100% установленной мощности ВЭС.

Ограничения не затронули солнечную энергетику, которая уже стала флагманом возобновляемых источников энергии: по данным EIA, в 2024 году в США было введено в строй 43 ГВт солнечных панелей, тогда как ввод ветроэлектростанций составил лишь 6,6 ГВт. В ближайшие год-два эта разница станет еще более выраженной.

В своих первых решениях Трамп не обошел стороной и электромобили. Ключевой указ в области энергетики предписывает отменить все ограничения по парниковым выбросам в наземном транспорте, установленные рядом штатов, а также приостановить федеральные субсидии на строительство электрозаправок, которые выплачиваются в соответствии с законом о снижении инфляции (Inflation Reduction Act), принятым при Байдене в 2022 году. Скорее всего, Трамп также попытается отменить налоговый вычет на $7500 при покупке электромобилей.

Ряд штатов наверняка попытается заблокировать эти решения через суд, как это было в случае моратория Байдена на выдачу новых лицензий на экспорт СПГ, который был преодолен окружным судом Луизианы по иску 17 штатов. Однако указы Трампа носят важный символический характер: новая администрация не собирается оказывать поддержку отраслям «чистой» энергетики, оставляя их в поле рыночный конкуренции. То же самое касается и выхода США из Парижского соглашения по климату: этим решением Трамп подчеркивает, что традиционная энергетика в ближайшие четыре года будет избавлена от лишних ограничений.

Глобальный эффект

Для мира в целом новая энергетическая политика США означает еще один шаг навстречу эпохе дешевых углеводородов. Сделка ОПЕК+, призванная обеспечить дефицит на рынке нефти, теперь точно станет невыполнимой. Дерегулирование нефтяной отрасли в США происходит одновременно с торможением спроса на нефть в Китае из-за развития электромобильного транспорта - в этих условиях сдерживание добычи теряет целесообразность. Поэтому уже в нынешнем году Саудовская Аравия может начать поэтапный выход из соглашений, подписанных на старте пандемии COVID-19.

В свою очередь, рост американского экспорта СПГ окончательно лишит смысла ценовые войны, которые вел «Газпром» еще с середины 2000-х. Конкуренция на европейском газовом рынке будет расти, но «Газпрому» рано или поздно придется на него возвращаться, хотя бы для того, чтобы не генерировать убытки, как это уже было в 2023 году.

Наконец, отказ от поддержки производителей электромобилей задаст новый стандарт регулирования отрасли, которая вполне созрела для открытой рыночной конкуренции.

Кирилл Родионов
22.01.2025
Мнения
Forbes


*
Стоимость доставки нефти из России в Китай выросла в пять раз после санкций



«Легенда» в Козьмино 20 января. Судно впервые перевозит сырую нефть марки ВСТО. Источник: Bloomberg

Тариф на транспортировку сырой нефти из Козьмино в Китай вырос до 7 миллионов долларов. Суда, обслуживавшие западные порты России, переходят на торговлю с Китаем

По информации, полученной от участников рынка, стоимость транспортировки российской сырой нефти марки ВСТО в Китай значительно увеличилась. Теперь она почти в пять раз выше, чем до введения санкций США в отношении нефтяной отрасли России в начале текущего месяца.

На этой неделе стоимость транспортировки нефти из порта Козьмино на восточном побережье России в Китай составила $7 млн, сообщили источники, знакомые с ситуацией и пожелавшие сохранить анонимность. Для сравнения, на прошлой неделе этот показатель составлял $5,5 млн, а до введения санкций США - $1,5 млн.

Китайские порты стали более осторожно относиться к обслуживанию танкеров, связанных с санкциями, что повлияло на торговлю по маршруту ВСТО. Многие суда, которые ранее использовались на этом маршруте, были внесены в чёрный список. В результате другие суда, которые ранее обслуживали западные порты России, переориентировались на восток и начали перевозить нефть в Китай.

По данным Kpler, танкер Legend стал одним из последних судов, присоединившихся к торговле по маршруту отправки ВСТО. Он впервые загрузился в порту Козьмино 20 января и планирует разгрузить свой груз в порту Хуэйчжоу на юге Китая. Ранее судно Aframax перевозило нефть марки Urals из западных портов России - Усть-Луга и Приморск.

Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Bloomberg

@marketsnapshot
MarketSnapshot
23.01.2025 11:51


*
Нефть продолжает дешеветь из-за роста запасов и действий Трампа

API сообщает, что запасы сырой нефти в США увеличились на 1 млн баррелей.



График нефти марки Brent интервалом в 1 день.

Цены на нефть утром в четверг, 23 января, продолжают минорную динамику предыдущих дней после того, как отраслевой отчет Американского института нефти API указал на первый с середины ноября прирост запасов в США. При этом рынок по-прежнему ждет и опасается дальнейших обещаний президента Дональда Трампа относительно мировой торговли.

Цена Brent упала ниже $79 за баррель, продолжив серию потерь, начавшуюся в прошлый четверг, в то время как West Texas Intermediate торговалась около $75. Запасы сырой нефти, согласно API, выросли на 1 млн баррелей на прошлой неделе и Запасы бензина также резко возросли.

Запасы сырой нефти в США обычно сокращаются к концу календарного года, а не в начале. Данные Управления энергетической информации EIA (подразделение Минэнерго) будут опубликованы позднее в четверг.

Тем не менее цены на нефть с начала 2025 года выросли примерно на 5%. Сильный старт стал следствием похолодания в Северном полушарии, что увеличило спрос со стороны отопления, а также санкций США в отношении нефтяной промышленности России. Индия стремится сохранить возможность покупать российскую нефть, которая торгуется для нее с привлекательным дисконтом. Надзорный орган по судоходству Индии недавно добавил российскую компанию Согласие в список одобренных страховых компаний, продлил лицензии для Альфастрахования, ВСК, Согаза.

Рынок продолжает готовиться к рискам действий новой администрации Трампа после тарифных угроз в отношении Китая, Канады и Мексики, а также предупреждений о дополнительных санкциях в отношении Москвы, если Россия откажется от предложения мирного урегулирования конфликта на Украине.

«Угрозы тарифов пока остаются только угрозами. Это разменные монеты», - сказал Вандана Хари, основатель Vanda Insights в Сингапуре. «Возможно, есть осторожный оптимизм относительно того, что Трампу удастся добиться сближения с Путиным, но рынку понадобятся более ощутимые гарантии», прежде чем оценивать это».

Подготовлено ProFinance.ru по материалам Bloomberg

@marketsnapshot
MarketSnapshot
23.01.2025 10:10


Нефтяное проклятие, ЖизньНалаживается, Особый взгляД, АналитикА, Хроника Мутного Времени, Стабилизец

Previous post Next post
Up