Бюджет России станет менее зависим от мировых цен на нефть, но более зависим от показателей внутреннего спроса, который будет давить рост налогов.
В 2025 г. доходы консолидированного бюджета увеличатся на 9% год к году, в основном за счет роста поступлений налога на прибыль и НДФЛ после повышения ставок (на 30% и 22% соответственно).
Ожидается также рост НДС (+7%) на фоне растущего потребления домашних хозяйств. По прочим доходам поступления либо сократятся относительно уровня 2024 г (экспортные пошлины, неналоговые доходы), либо превысят его несущественно (акцизы, импортные полшины, НДПИ). В 2026-2027 гг. динамика доходов будет равна +5% в год, при этом нефтегазовые доходы будут сокращаться, а ненефтегазовые должны расти на 8-10%.
В ИНП РАН резонно отмечают, что такая конструкция бюджета ставит правительство перед противоречивой задачей поддержания достаточных темпов прироста внутреннего спроса в условиях повышения налогового бремени.
Демидович
#2315 *
Пока самый худший прогноз на цены на нефть увидел у ЦМАКП («Сценарии и прогнозы развития ИКТ отрасли в России», декабрь 2024).
В ЦМАКП исходят из того, что санкции так и будут действовать против России и её нефтяной и нефтеперерабатывающих отраслей, т.е. дисконт на сорт Urals сохранится (сейчас он по сравнению с ценой сорта Brent составляет $10-11 за баррель).
В ЦМАКП настроены пессимистично и по поводу нефтяной отрасли в целом по миру:
«В любом случае цены на нефть будут снижаться - под влиянием более или менее интенсивного технологического развития / энергоперехода (приход администрации Д. Трампа, вероятно, будет означать активное «разбуривание» нефти в США)».
(Худший сценарий по ЦМАКП - «умеренное развитие»: «Значительное воздействие санкций (спрос на энергоносители не растёт, конкуренция стандартов - нас «выжимают» с рынков)»)
Proeconomics