Несмотря на то, что Дональд Трамп активно присутствует в американской политике с 2016 г., мы по-прежнему не очень хорошо понимаем, что ожидать от него в предстоящие 4 года. Трамп столько всего наговорил в последние пару лет, от «ракет по Москве» до «пускай Путин делает с Европой все, что хочет», что каждый ждет от него того, что больше всего нравится именно ему. Наиболее устоявшейся версией в американском медиа пространстве является обозначение Трамп 2.0.
Термин "Трамп 2.0" используется политическими аналитиками, чтобы обозначить политику Трампа в течение его второго президентского срока. Этот термин отражает ожидание, что его возвращение в Белый дом будет отличаться от первого срока (2017-2021), как в плане стиля управления, так и в реализации политических целей.
На протяжении первого президентства Трамп столкнулся с серьезной оппозицией, как со стороны Демократической партии, так и внутри бюрократического аппарата (то, что он называл "глубинным государством"). Его законодательные инициативы часто буксовали из-за сопротивления Конгресса или судебной системы, а значительная часть времени была посвящена борьбе с расследованиями против него и его окружения, включая два импичмента. Помимо этого, Трамп за 4 года своего правления так и не смог назначить своих кандидатов на множество руководящих позиций, а его администрация отличалась большим количеством скандалов и текучкой кадров.
"Трамп 2.0" предполагает, что он извлек уроки из этих противостояний и теперь будет действовать более решительно, чтобы устранить препятствия на пути к реализации своей программы. Это включает в себя:
• Перестройку бюрократии: Увольнение большого числа карьерных чиновников, которых он считает враждебно настроенными, и их замена на лояльных сотрудников.
• Фокус на полной консолидации власти: Трамп и его команда заявляли, что на втором сроке они сделают акцент на укреплении президентской власти, чтобы обходить сопротивление традиционных институтов, таких как Конгресс и суды.
Кроме того, второй срок может сопровождаться еще более резкой риторикой и действиями в отношении своих оппонентов. Если первый срок можно было рассматривать как эксперимент для "несистемного" политика, то второй будет построен на стремлении утвердить долгосрочное влияние на политику США, включая перестройку институтов и законодательства.
Таким образом, "Трамп 2.0" воспринимается как более агрессивная, стратегически выверенная версия его первого президентства.
Однако, на мой взгляд, такое представление о будущей политике Трампа является не более, чем экстраполяцией всего того, о чем Трамп говорил во время президентской кампании, и является одновременно отражением как чаяний его сторонников, так и страхов политических оппонентов. Все предположения о будущей политике Трампа во многом представляют из себя сферического коня в вакууме: да, в идеальных условиях (т.е. отсутствии какого-либо внешнего сопротивления) Трамп действительно хотел бы воплощения в реальность всех своих противоречивых идей.
В то же время учет внешних факторов - особенностей американской политической системы, управленческих способностей самого Трампа (весьма посредственных), экономического положения США и внешнеполитических и внешнеэкономических факторов - указывает на то, что скорее всего стоит ожидать не Трампа 2.0, а Трампа 2х, т.е. удвоенную версию хаоса по сравнению с его первым сроком.
Начало⤴️ Хотя команда Трампа сейчас, до инаугурации, и выглядит как группа единомышленников, уже очень скоро они столкнутся с тем, что быстрым наскоком стоящие перед страной проблемы и задачи не решить: увольнение трансгендеров из Армии не увеличит выпуск боеприпасов; показательная депортация нескольких сотен иммигрантов не разрешит иммиграционного кризиса, которому уже не одно десятилетие; дефицит федерального бюджета США не снизится благодаря снижению налогов на прибыль корпораций и доходы наиболее обеспеченных американцев, а также отказа от финансирования нескольких операций в год по смене пола; качество школьного образования в США совершенно определенно не улучшится вследствие замены изучения теории эволюции изучением Библии; а здоровье американцев точно не улучшится, если заботу о нем возьмет на себя антиваксер и любитель теорий заговоров.
Родина слонов *
Дефицит бюджета США: задача трех тел
Ключевая внутренняя экономическая проблема, которая сейчас стоит перед США - это дефицит государственного бюджета, составивший 6,4% по итогам 2024 финансового года, несмотря на полную занятость и очень высокие темпы экономического роста. И эта проблема для Трампа сродни задаче трех тел, т.е. является нерешаемой. Чтобы понять, насколько серьезна проблема в США напомню, что у воюющей и находящейся под санкциями России дефицит бюджета по итогам этого года должен составить менее 2% ВВП.
Трампу, испытывающему пиетет перед Wall Street и понимающему, что у Президента США нет абсолютно никакой власти над финансовыми рынками, а его выступления на тему Ганнибала Лектора и лодки с батареями на борту если и способны оказать на них влияние, то только негативное, пришлось выбрать на роль министра финансов умеренную фигуру и опытного финансиста Скота Бессента, а не какую-то послушную, но некомпетентную обезьянку, которых он хочет назначить на многие другие посты в своей администрации, но с назначением которых у него скорее всего еще предстоят большие проблемы в Сенате.
Рыночные игроки положительно отреагировали на этот выбор - доходности американских казначейских облигаций снизились - т.к. ожидается, что Бессент сможет служить некоторым противовесом наиболее безумным идеям Трампа в области снижения налогов для спонсоров его президентской кампании и введения пошлин и провоцирования торговых войн невиданных с 30-х годов прошлого века. Скот Бессент в интервью уже пообещал рынкам, что снизит дефицит бюджета США к 2028 г. до 3%. Достигнуть такого прогресса Бессент обещает за счет снижения и оптимизации государственных расходов.
Однако говорить - это не мешки ворочать, особенно с учетом того, что снижение расходов ударит в первую очередь по тому электорату, который и обеспечил республиканцам победу на прошедших выборах, который в случае такого урезания расходов на них уже в следующем электоральном цикле в 2026 году может предпочесть другую партию.
Если очень коротко описать структуру расходов федерального бюджета США, то наиболее корректным будет описать его страховой компанией с армией. Львиная доля государственных расходов США - это финансирование Пентагон и других федеральных служб обеспечения государственной безопасности, и социальные расходы. Основная часть социальных расходов бюджета - это выплаты в рамках социального страхования: пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание ветеранов армии США и других госслужащих, социальные пенсии по старости и медицинское обслуживание для людей старше 65, инвалидов, а также малообеспеченных и их детей.
Все эти расходы гарантированы законами, существующими десятилетиями, а их отмена как правило политически или юридически невозможна, не говоря уже о том, что такая попытка сразу же столкнется с тысячами судебных исков к американскому правительству со стороны пострадавших групп граждан, в результате чего подобная реформа затормозится на долгие годы.
Расходы бюджета США делятся на две несопоставимые по объему категории. Так называемые non-discretionary expenses, т.е. обязательные расходы бюджета, на которые приходится львиная доля расходов и на которые исполнительная власть практически неспособна повлиять - это значительная часть расходов Пентагона и большая часть соцрасходов. По сути, исполнительная власть обеспечивает лишь администрированием этих расходов по получателям в соответствии с имеющимся законодательством и утвержденным Конгрессом бюджетом, и не имеет право их как-либо изменять (на этот счет есть отдельный закон времен Никсона).
И discretionary expenses, т.е. те, на которые исполнительная власть США может повлиять без необходимости внесения существенных изменений в действующее законодательство США или вообще без ведома Конгресса. И такие расходы составляют лишь незначительную часть совокупных трат бюджета.
Начало⤴️ С учетом того, что республиканцы явно не намерены резать бюджет Пентагона, новому главе казначейства совершенно очевидно не удастся легким движением руки снизить дефицит бюджета более, чем в два раза, да еще и обеспечить запас для снижения налогов.
При этом времени на раскачку у новой администрации нет: в связи с по-прежнему высокими уровнем инфляции и ставкой ФРС правительство США сейчас вынуждено финансировать гигантский дефицит бюджета по высоким процентным ставкам, в результате чего стоимость
обслуживания госдолга стремительно растет, т.к. старые обязательства США, выпущенные в период нулевых ставок ФРС постепенно погашаются и заменяются новыми, существенно более дорогими для обслуживания.
Кроме того, постепенному росту соцрасходов США способствует старение населения США: уровень рождаемости в США существенно ниже, чем был в период бэби-бума, а значит нагрузка на сокращающуюся долю населения в работоспособном возрасте постепенно растет. И здесь антииммигрантская политика новой администрации также не пойдет на пользу: поскольку с нелегальными иммигрантами бороться сложно, дорого и муторно, Трамп, как и в свое прошлое президентство, нанесет основной удар по иммиграции легальной, ограничив приток так необходимой США рабочей силы. И это лишь уменьшит налоговые доходы федерального бюджета США в будущем, увеличив социальную нагрузку на бюджет.
Причем основная часть повестки Трампа - налоговые льготы и импортные пошлины, да и антиимигрантская политика тоже - являются исключительно проинфляционными мерами, что будет препятствовать возврату инфляции к целевому уровню ФРС, и, соответственно, потребует более длительного сохранения высоких ставок центральным банком США. А налоговые льготы и, как следствие, еще больший рост дефицита бюджета США, лишь еще сильнее увеличат требуемую инвесторами премию на новые долговые обязательств американского правительства. Таким образом, все эти меры будут способствовать лишь еще большему увеличению расходов на обслуживания долга. Все это вступает в прямое противоречие с задачей по сокращению дефицита федерального бюджета США.
Собственно говоря, именно поэтому республиканцы и Трамп практически исключили из своей предвыборной риторики вопрос о сокращении расходов федерального бюджета и его дефицита. Они прекрасно понимают, что это потребует непопулярных решений, которые, как правило, обходятся в последствии потерей власти. Но не для того республиканцы шли с популистской риторикой к власти, чтобы потом пожертвовать ею ради Америки.
Таким образом, уже очевиден первый конфликт, который возникнет в администрации Трампа. Скотт Бессент достаточно быстро столкнется с нежеланием Трампа снижать социальные расходы. Вряд ли такое желание будет проявлено и со стороны республиканцев в Палате Представителей - им уже менее, чем через два года предстоят очередные выборы. Со стороны демократов в Конгрессе Скотт Бессент также не встретит понимания - они хоть и ратуют за снижение дефицита, но считают, что для этого надо увеличить налоги, а не сокращать социальные расходы.
В результате и Трамп, и контролируемый республиканцами Конгресс будут скорее всего согласны выполнить лишь половину из обещаний Бессента - снизить налоги, и то с оговорками, т.к. встретят сопротивление демократов и неподконтрольной Трампу части республиканцев. С учетом того, что у республиканцев лишь небольшое большинство в обеих палатах, а непосредственно у трампистов так и вообще меньшинство, то Конгресс вновь, как и в первое президентство Трампа, будет первой и основной линией обороны против популистских идей Трампа.
Скорее всего Трамп, как и в свое первое президентство, потребует от Казначейства США и, соответственно, Бессента, нарисовать завышенный прогноз роста доходов американского бюджета, чтобы протолкнуть снижение налогов. Трампа заботит только одно - сохранение своей власти и выполнение обязательств перед своими финансовыми спонсорами, а дефицит бюджета он готов легкостью возложить на плечи будущих поколений.
Продолжение⤴️ Финансовые рынки и Конгресс США проглотили такой финт ушами в 2017-2018 гг., т.к. тогда и долг с дефицитом были куда меньше, и инфляция со ставками существенно ниже. Но в этот раз такой трюк ему уже не удастся. В результате вопрос дефицита бюджета США уже в предстоящие четыре года может легко выйти из-под контроля и превратится в проблему, которую Трамп не будет способен разрешить.
И я далеко не уверен, что Скотт Бессент пойдет на поводу у Трампа и риск потери своей репутации ради амбиций избранного президента. Вряд ли он хочет взять на себя роль архитектора долгового кризиса США. Таким образом, проблема дефицита бюджета наверняка станет причиной конфликта как внутри новой администрации Белого Дома, так и республиканцев.
Родина слонов