Как массы научились имитировать политический оргазм
В 1961 году профессор Стэнли Милгрэм поставил эксперимент, участниками которого в течение двух лет были студенты Йельского университета.
Им отдавали приказ ударять током ни в чем не повинного человека за неправильные ответы на различные вопросы, доводя электрическую пытку до опции «Опасно: труднопереносимый удар».
В среднем половина «респондентов», несмотря на сомнения, доходили до итоговой итерации и наносили этот удар испытуемому.
Они подчинялись приказу, потому что «у нас нет другого выхода». Это ничем не отличается от канонических причин абсолютного послушания - от «я выполнял приказ» до «у меня ипотека». Эту формулу комфортного подчинения можно назвать «предрасположенной покорностью».
Но с неё всё только начинается.
Конформистская агрессия - это состояние экзальтированной и послушной массы, у которой привычка подчиняться перерастает в жестокость по отношению ко всему живому вокруг.
Если государство поощряет и культивирует жестокость на словах и на деле, внимающий вождю покорный народ обязательно кого-то убьёт. Это то самое чеховское ружье, которое на стене ждёт своего часа.
Когда общество окончательно делится на категории «свой-чужой», стадо превращается в стаю. И формула Мартина Нимёллера «когда пришли за членами профсоюза, я молчал, потому что я не член профсоюза» перестает быть актуальной.
Стадо молчит. А стая убивает. Сначала чужих, потом своих.