Своим презрением к союзникам новый президент, вероятно, усугубит хаос.
Illustration: Mark Harris
Чтобы понять, с каким запретным миром столкнется Дональд Трамп, откройте 75-страничный доклад двухпартийной комиссии по национальной безопасности, опубликованный в июле. «Угрозы, с которыми сталкиваются Соединенные Штаты, являются самыми серьезными и самыми сложными, с которыми страна сталкивалась с 1945 года, и включают в себя потенциал для крупной войны в ближайшем будущем». Возможно, Америке придется вести борьбу сразу с несколькими региональными конфликтами, которые могут слиться в глобальный. Страна, по словам членов комиссии, не готова к таким войнам. Хуже того, американцы едва ли осознают, как мрачнеет мир вокруг них.
Новый президент унаследует несколько кризисов. Америка поддерживает двух друзей, ведущих затяжные войны, - Украину и Израиль; в Азии нарастает напряженность, возможен конфликт из-за Тайваня, Кореи или Филиппин. Справиться с этими проблемами тем более сложно, что четыре наиболее заметные автократии - Китай, Россия, Иран и Северная Корея - все чаще выступают единым фронтом. Растет и ядерная угроза. Независимо от того, является ли квартет реальным альянсом или нет, их углубляющееся партнерство быстро превращается в основу внешнеполитических дебатов в Вашингтоне. Каждый кризис все больше увязывается с более широким геополитическим соперничеством.
Во время предвыборной кампании г-н Трамп колебался между гиперболами о надвигающейся «третьей мировой войне» и болтливостью о том, как легко он сможет ее предотвратить, не говоря при этом, как именно. Вступив в должность, он может усугубить беспорядки.
Но предсказать, что он будет делать, сложно. Господин Трамп возглавляет три широкие школы мысли в Республиканской партии. Примасисты» стремятся сохранить лидерство Америки и созданный ею глобальный порядок. Америка должна побеждать практически везде, утверждают они; победа России в Украине подбодрит Китай в его угрозах вторгнуться на Тайвань. В отличие от них, «приоритисты» утверждают, что Америка становится опасно перенапряженной. Лучше сконцентрировать ее ограниченные ресурсы там, где они имеют наибольшее значение, - в Азии, а Европу и Ближний Восток оставить в основном на произвол судьбы. Приоритизаторы, в свою очередь, нечетко сливаются с «сдерживателями», которые вообще хотят, чтобы Америка делала меньше в мире. Кандидаты, выбранные г-ном Трампом на крупные посты в сфере национальной безопасности, отражают весь спектр. Марко Рубио, выбранный им на пост госсекретаря, - обычный республиканский «ястреб». Майк Уолтц, назначенный советником по национальной безопасности, хочет, чтобы Америка обратилась к Азии. Питер Хегсет, выбранный на пост министра обороны, сетует на «проснувшиеся» вооруженные силы и склоняется к изоляционизму.
В разные периоды своего первого срока г-н Трамп кивал в сторону всех трех групп. Но у него есть и свои собственные импульсы: одержимость торговым дефицитом и тарифами, презрение к альянсам, тяга к автократам и желание заключать с ними сделки. Поэтому ожидайте возобновления торговых войн, особенно с Китаем; угроз отказаться от союзников или пересмотреть условия сотрудничества с ними; частичного или полного прекращения американской военной поддержки Украины; большей свободы действий для Израиля в его войнах и поселенческой политике; усиления экономического давления на Иран; роста напряженности в отношениях с Мексикой по всем вопросам - от торговли до мигрантов и наркотиков.
Большой вопрос заключается в том, нужно ли увеличивать расходы на оборону, которые близки к историческим минимумам и составляют около 3 % от ВВП и, по прогнозам, будут снижаться. Двухпартийная комиссия рекомендовала увеличить расходы на 3-5 % в реальном выражении в следующем финансовом году, а затем «скользящим шагом» идти к уровню расходов времен холодной войны (5-17 % ВВП). Это большой скачок в период напряженной ситуации с государственными финансами. Ожидается, что дефицит федерального бюджета достигнет 6 % ВВП и значительно вырастет в соответствии с планами г-на Трампа по снижению налогов (хотя он надеется, что тарифы на импорт и сокращение расточительных расходов восполнят этот пробел). Секьюрократы утверждают, что сдерживание дешевле войны. Но трудно представить, что Трамп урежет пособия или повысит налоги, чтобы оплатить больше оружия. ■
❗ The Economist