#БанкРоссии #инфляция #ставка #экономика #кредит #рубль

Nov 20, 2024 20:33

Из выступления Э.С. Набиуллиной в Госдуме хотелось бы выделить:








«Коллеги, мы сейчас находимся в переломной точке. По оценке банков и предприятий, уже в ближайшие месяцы можно ожидать общего замедления роста корпоративного кредитного портфеля, уменьшения его вклада в рост совокупного спроса. С некоторым лагом, а здесь очень важны лаги, это приведет к замедлению текущей инфляции, а затем мы увидим перелом и в показателях годовой инфляции.

Это и будет подтверждением того, что денежно-кредитная политика достигла, наконец, требуемой жесткости, чтобы с учетом всех обстоятельств, которые влияют на инфляцию, обуздать рост цен.»
...
«Если, конечно, не будет каких-то дополнительных внешних шоков, снижение начнется в следующем году.»

Это еще одно подтверждение, что большое влияние на дальнейшие решения будет оказывать динамика кредита. Хотя, понятно, что и другие факторы будут играть роль, но к корпкредиту наиболее пристальное внимание.

🪙 Относительно курса рубля, у нас все привыкли смотреть на доллар, сегодня официальный курс которого превысил 100 руб./долл. Но в долларе есть вполне понятный эффект укрепления самого доллара против большинства валют. На текущую динамику накладывается и «межсезонье» - концентрация продаж валюты все же идет в налоговый период.

Учитывая, что экспорт и экспортные цены стабильны... Мало сомнений в том, что основной причиной ослабления курса является сокращение продажи валютной выручки до $8-10 млрд в месяц, (курс относительно стабилен при продажах $10-12 млрд в месяц).

Это видно, как по доле продаж выручки крупнейшими экспортёрами (ниже 30% от всего экспорты), так и по росту иностранных активов на $8.9 млрд в сентябре и еще $4.6 млрд в октябре. Косвенно это видно и по росту рублевого кредита компаниям, когда платились большие налоги в октябре. Конечно, здесь могло быть некоторое влияние предновогоднего роста импорта, но оно точно не основное, т.к. изменения импорта минимальны. В конце октября продажи экспортеров стабилизировали курс.

Хотя текущее ослабление рубля вряд ли можно назвать значительным, но на инфляционных ожидания вполне может сказаться.

Настроения бизнеса по мониторингу Банка России оставались на достаточно низких уровнях (5.5), хотя ожидания пока скорее позитивны (11.8)., оценка текущей ситуации негативна (-0.4). Инфляционные ожидания здесь выросли.

P.S.: Текущие 40% репатриации валютной выручи и 25% обязательных продаж экспортной выручки недостаточны для обеспечения баланса валютного рынка.

@truecon

*
"По итогам октября цены разогнались по продовольствию на 9,03%, по услугам - на 11,32%"
"Уже несостоятелен свежий официальный прогноз Банка России от 30 октября, что инфляция в 2024 при средней КС в 17,5% составит 8-8,5%. По итогам октября цены разогнались по продовольствию на 9.03%, по услугам - на 11,32%".

Выступление главы ЦБ Набиуллиной на пленарном заседании Госдумы РФ можно считать саморазоблачением несостоятельности нарастающей ключевой ставки как средства сдержать инфляцию. Ключевые не подтвержденные аргументами умозрительные утверждения Председателя Банка России в обоснование необходимости жесткой ДКП либо имеют мало общего с экономической действительностью, либо не подтверждаются статистикой. Вот некоторые примеры:

1. Набиуллина заявила, что рост КС не является единственной причиной повышения цен, поскольку растут транспортные, производственные,, логистические и прочие издержки; соотношение процентных расходов к себестоимости продукции не превышают 5%. Видимо, слова Набиуллиной о 5% лимите основаны на опубликованной на официальном сайте регулятора аналитической записки руководителей департаментов ЦБ. В ней утверждения , что отношение процентных расходов к себестоимости продаж в нефинансовом секторе не больше 3,7%, сопровождается оговоркой, что эти выводы не являются официальной позицией ЦБ, а любые ошибки являются авторскими, тем самым дезавуируя утверждения Набиуллиной.

В реальности рост любых издержек происходит именно вследствие повышения стоимости заемных денег по причине всеобщего характера кредитования экономики, которое распространяется на все звенья технологических цепочек; в себестоимости продукции и услуг обслуживание банковских кредитов составляет от 2% до 20-25% в зависимости от отрасли и величины заемных оборотных средств. Экспертный анализ документов ЦБ показывает, что повышение КС на 10% разгоняет рост цен на 5%, перенося в них процентные издержки.

2. Глава ЦБ обосновывает эффективность таргетирования инфляции, говоря о росте прибыли с 2019 года в два-три раза в различных отраслях. Но если на эту прибыль наложить кумулятивный инфляционный эффект вследствие динамики КС, то в реальных ценах повышение прибыли составит максимум 1,2-1,5 раза (в отличие от банковского сектора, где чистая прибыль возросла с 1,3 трлн в 2019 до оценочно 3,8 трлн руб в 2024, почти в три раза),что соотносится с производственными показателями в натуральном измерении и ростом ВВП в целом.(1,7 -2 трлн дол).

3. Инвективы в адрес правительства, которое льготными кредитами якобы разгоняет инфляцию, противоречат экономической теории. Все в точности до наоборот. Правительство стимулирует реальное производство и увеличивая товарную массу, связывает (не полностью) спекулятивные доходы, которые генерирует высокая КС на операциях керри-трейд, межбанковскими валютными продажами и торгами на ММВБ, которые только по инструментам срочного рынка составляют около 400 млрд руб в день.
Правительственные субсидии на общую сумму около 10 -12 трлн руб за последние три года умножили с учетом кумулятивного эффекта товарное предложение на потребительском рынке на 18-20 трлн руб. Без этого фактора инфляция, генерируемая КС, сегодня составила бы 15-17%.

4. Из «Основных направлений ДКП» регулятора следует, что величина таргетируемой инфляции в 4% была выбрана ЦБ в 2014 как наиболее эффективная, исходя из «существовавших на тот момент особенностей ценообразования и структуры российской экономики, а также потому, что «значение 4% соответствовало медианному уровню цели по инфляции среди стран с формирующимися рынками». Однако за 12 лет изменилось очень многое, включая структуру экономики и внешнеэкономические рестрикции. И сама Набиуллина подтвердила это, заявив в Госдуме, что сегодня - «абсолютно другая ситуация,нежели была в 2014-2015, высокая КС имеет совсем другую природу». Однако не пояснила, почему же инфляционная цель по-прежнему не меняется, что дает основания ЦБ наращивать стоимость кредитов.

Эти выдержки из выступления Набиуллиной свидетельствуют об уровне принятых решений ЦБ и качестве проводимой им денежно-кредитной политики. Поэтому не вызывает удивления факт, что уже несостоятелен свежий официальный прогноз регулятора от 30 октября, что инфляция в 2024 при средней КС в 17,5% составит 8-8,5%. По итогам октября цены разогнались по продовольствию на 9.03%, по услугам - на 11,32%.

НЕЗЫГАРЬ
Nov 20 at 08:01


НагляднО, Финансы, Хроника Мутного Времени, Ручное управление, Стабилизец

Previous post Next post
Up