Эксперты, работающие в Центральном банке, провели фантастическую по трудоёмкости работу, обработав отчётность более чем 300 тысяч компаний за пять лет (2019-2023), чтобы оценить долю процентных расходов в себестоимости.
Полученный результат говорит следующее: 1) процентные расходы составляют в среднем 3 процента в себестоимости (медианное значение - около 2 процентов), что не так уж и много, 2) доля процентных расходов на протяжении рассматриваемого периода оставалась достаточно стабильной.
Вывод авторов исследования: ничего страшного, уровень процентных расходов невелик, а их повышение в результате роста кредитной ставки не оказывает долгосрочного инфляционного давления.
За пределами анализа оказался 2024-й год, когда кредитная ставка начала быстро расти (см.график), поднявшись со стабильного уровня 8-10 процентов в 2018-2023 гг. (стоит ли тогда удивляться, что доля процентных расходов оставалась стабильной?) до более чем 15 процентов к сентябрю текущего года (и это, как мы можем догадаться, ещё не предел). По вполне понятным причинам авторы исследования даже не намекнули на то, что их результаты могли устареть, и картина может быстро меняться прямо на наших глазах. Остаётся надеяться на то, что у них хватит энтузиазма продолжить начатое и проанализировать изменение ситуации.
---
Вообще, точка зрения о том, что "канал издержек" оказывает существенное влияние на инфляцию, не подтверждается данными -
смотрим на новую аналитическую записку о процентных расходах российских компаний.
В центре внимания работы - расходы компаний нефинансового сектора на обслуживание долга. Основной показатель для анализа - соотношение процентных платежей и себестоимости продаж (процентная нагрузка). Этот показатель отражает, насколько значимы процентные платежи по кредитам и займам относительно основных издержек на производство и реализацию продукции / оказание услуг. В качестве основного источника данных авторы использовали систему профессионального анализа рынков и компаний информационного агентства "Интерфакс" (СПАРК) с 2019 по 2023 годы.
При анализе влияния процентных ставок на цены в научной литературе и экспертном сообществе часто упоминается так называемый канал издержек. В отличие от основных каналов трансмиссионного механизма, он описывает воздействие денежно-кредитной политики (ДКП) на макроэкономические показатели не через спрос, а через предложение и влияние на процентные расходы.
Логика канала состоит в следующем. Повышение ключевой ставки приводит к росту рыночных ставок, включая ставки по кредитам корпоративным заемщикам. Это означает, что не только новые заемные средства дорожают, но и «старая» задолженность на балансах компаний также может становиться дороже. Это происходит, потому что часть кредитов привлекается по плавающим и переменным ставкам, в результате чего условия по таким кредитным договорам меняются вслед за изменением ДКП. В результате растут издержки компаний на обслуживание долга, что снижает их маржу и подталкивает к переносу возросшей процентной нагрузки в цены.
Основные выводы работы:
✔️ Исследование, основанное на данных более 300 тыс. российских компаний с 2019 по 2023 гг., показывает, что в течение последних пяти лет среднее отношение процентных расходов к себестоимости продаж в нефинансовом секторе российской экономики ни разу не превысило 5%. По данным СПАРК, в среднем по выборке компаний с процентной нагрузкой в этот период оно составило 3%. При этом около 70% из выборки компаний имеют процентную нагрузку не выше 2% себестоимости продаж.
✔️ В крупнейших отраслях по объему себестоимости - торговле, обрабатывающей и добывающей промышленности, логистике и строительном секторе - соотношение процентных расходов и себестоимости составляет 2,9% (в сумме по перечисленным отраслям). Однако в целом разброс по отраслям значительный: от 0,9% (госуправление, деятельность в области культуры и спорта) до 5,8% (нефтепереработка, информация и связь).
✔️На основе микроданных за 2023 г. показано, что при сложившемся уровне ставок по кредитам их увеличение на 1 п.п. может привести к росту уровня цен максимум на 0,26 п.п. при условии полного переноса процентных расходов в цены конечной продукции (эта оценка сверху).
✔️ Даже потенциальный эффект канала издержек - краткосрочный и касается уровня цен, а не их устойчивого прироста.
Свинское чаепитие *
Видите ли.
Нас водят за нос утверждением о том, что размер инвестиций как-то связан со ставкой ЦБ.
Первое. Бизнес в стране получает настолько огромные прибыли, что они покрывают практически любой размер требуемых инвестиций. Да, согласен, что прибыли получают одни, а инвестиции нужны другим. Мешает ли ставка перераспределять эти прибыли? Да нет. Все это можно делать через налогово-бюджетную политику. У одних повыше налоги, у других повыше субсидии. Проблема в том, очевидно, что проводить налогово-бюджетную политику такого рода надо иметь стратегию. Хотя бы на (как сказал бы Воланд - "на смехотворно короткий срок в 1000 лет") лет на 20.
Но, как мы все понимаем, с бюджетом там отдельная история.
Второе. По факту доля инвестиций в ВВП вообще не коррелирует со ставкой. Я тут по-быстрому взял данные у ЦБ и Росстата. Быстро сделал график, ставка - правая шкала. Вы все видите сами. Продолжительное падение ставки с 2015 по 2021 не оказало ровно никакого действия на уровень инвестиций. Копеечные %%, доступ к валюте (её - завались) и импорту технологий - ВСЁ МИМО. "Хрен вам, а не инвестиции", как бы сказал нам бизнес.
Более того, видим рост инвестиций при повышении ставки.
Так что нас пытаются водить за нос манипулятивными, не подтвержденными статистически, цифрами.
По большому счету, все стенания направлены на то, что ставка мешает чтобы заткнуть дыры в текущей оборотке. И не связанные с инвестициями.
UPD. Так называемая RRR - реальная ставка (минус инфляция) ТОЖЕ не коррелирует с инвестициями. Смиритесь.
ИнфоПовод