Новый доклад организации о госдолге:
Глобальный государственный долг очень высок. Ожидается, что он превысит 100 триллионов долларов (93 процента мирового ВВП) в 2024 году и продолжит расти до конца десятилетия (приблизившись к 100 процентам ВВП к 2030 году). Хотя прогнозируется, что долг стабилизируется или сократится примерно в двух третях стран, он останется значительно выше уровней, предполагавшихся до пандемии. Страны, в которых не прогнозируется долговая стабилизация, составляют более половины мирового долга и около двух третей мирового ВВП.
Отсюда Работа у них такая. Кто-то должен напоминать о том, что чрезмерный госдолг - это опасно. И что именно сейчас, когда в основном решены проблемы с инфляцией, и страны переходят к политике стимулирования роста с помощью снижения процентных ставок, самое лучшее время, чтобы поговорить о снижении долга.
Но иногда складывается впечатление, что экономисты МВФ живут на другой планете... Никто не будет сегодня всерьез сокращать свой госдолг. Это слишком дорого, сильно резать бюджетные расходы политически неприемлемо для всех стран, считающих себя демократическими. Избиратели такого не поддержат и снесут политиков, проповедующих такие взгляды, если только самих избирателей не слишком достанет инфляция. А раз она снизилась до приемлемых уровней (как сейчас), то и сокращать госрасходы нет особой нужды...
Мы уже не раз писали, что рост госдолга - это не всегда плохо, и что развитые страны легко с ним справляются. Более того, именно рост госдолга говорит о большей социальной направленности государства. А в последнее время, увы, отражает рост геополитической напряженности. Например,
здесь или
здесь МВФ говорит все правильно, но малореалистично. Было бы гораздо правильнее исходить из реальности и формулировать задачи, которые сегодня можно ставить и решать. Не оставаться в плену экономических теорий прошлого. Модернизировать эти теории.
--
Призрак экономики👻 *
Поражает, конечно, петля госдолга в Китае. У нас принято вспыльчиво вещать «А вы госдолг США видели?!», а вот про госдолг Китая надо вообще тогда кричать.
В мониторинге Института ВЭБ увидел статистику по долгам только одних региональных правительств Китая:
«Общий объём скрытых долгов на конец 2023 г. составлял 60 трлн юаней, тогда как объём открытых долгов был на уровне 40,7 трлн юаней. В 2023 и 2024 гг. центральное правительство Китая разрешило местным правительствам использовать часть своих долговых квот (соответственно 2,2 трлн юаней и 1,2 трлн юаней) для перевода части «несомненных скрытых долгов» в категорию «открытых».
Т.е. долг регионов - 60 трлн юаней, или примерно 9 трлн долларов.
В этом году регионы выпустят ещё 3,9 трлн юаней долгов (550 млрд долларов).
В целом госдолг Китая - центрального правительства, региональных правительств, госкомпаний и госбанков - больше 300% ВВП (вероятно, уже 330-340% ВВП)
«Китайское экономическое чудо», основанное на безудержном росте госдолга, перестаёт работать. Сейчас на 10 юаней прироста госдолга экономика растёт только на 1,5 юаня (в начале этого долгового марафона соотношение было 1:1).
Ещё мониторинг Института ВЭБ упоминает о плохой экономической динамике в 2024 году: «Динамика прироста бюджетных поступлений по имеющимся прогнозам хуже ожиданий - доходы бюджета за 8 месяцев текущего года уменьшились на 3%». Судя по бюджетной динамике, в китайской экономике уже наступает стагнация.
Толкователь
Oct 17 at 10:42 *
Как Китай планирует избавиться от скрытого долга
Разбираемся, откуда в Китае скрытые долги, чем они опасны, и как правительство хочет от них избавиться
Китайские скрытые долги растут, несмотря на правительственные меры. Источник: Bloomberg
Министр финансов Лань Фоань объявил в октябре, что Китай вскоре начнет крупнейшую за последние годы кампанию по устранению рисков, связанных с долгами местных органов власти. Эксперты заподозрили, что Пекин хочет произвести масштабный обмен так называемого скрытого долга, переместив значительную часть заимствований в официальные балансы местных правительств. Предполагается, что этот процесс снизит риски дефолта, уменьшит стоимость обслуживания долга и даст местным чиновникам больше возможностей для стимулирования экономического роста.
Что такое «скрытый долг» и каков его объем
Термин относится к забалансовым обязательствам местных властей. Большинство из них связаны с организациями, известными как местные государственные финансовые компании (LGFV). LGFV - это компании, которые берут займы от имени провинций и городов для финансирования инфраструктурных проектов, таких как дороги, мосты, аэропорты и промышленные парки. LGFV получили широкое распространение после того, как Китай представил масштабный пакет стимулов в конце 2008 года для компенсации последствий мирового финансового кризиса. В то время местным правительствам официально не разрешалось выпускать облигации, поэтому они создавали LGFV для привлечения средств и финансирования инвестиций.
Официальных данных об объеме скрытого долга нет. По оценкам Международного валютного фонда, долг LGFV превысил 60 трлн юаней ($8.43 трлн) по состоянию на прошлый год - это эквивалентно примерно половине ВВП Китая.
Центральные власти уже много лет пытаются реформировать модель использования скрытого долга для финансирования строительства.
▪️ Во-первых, доходность этих инвестиций снизилась, поскольку страна фактически достигла точки насыщения в крупной инфраструктуре.
▪️ Во-вторых, основной источник доходов местных властей для обслуживания крупных долгов - денежные поступления от продажи прав на использование земли - иссяк из-за кризиса в секторе недвижимости.
Эта комбинация факторов привела к тому, что LGFV в некоторых регионах оказались на грани дефолта.
Доходы местных правительств падают
Источник: Bloomberg
Что правительство уже сделало со скрытым долгом
В2015 году, когда власти осознали потенциальные риски для финансовой стабильности, они пересмотрели национальное законодательство и начали разрешать правительствам в провинциях официально выпускать облигации. Начались масштабные обмены - замена скрытого долга на официальные местные облигации. К 2018 году сумма таких обменов достигла 12.2 трлн юаней.
Однако эти меры оказались лишь частично эффективными, и в 2019 году центральные власти сделали следующий шаг - разрешили некоторым уездам в менее развитых регионах заменить скрытый долг официальными облигациями. По оценкам аналитиков China Chengxin International Credit Rating, включая Юань Хайся, в том году в семи провинциях было продано таких облигаций примерно на 158 млрд юаней.
Еще более значительный шаг был сделан в конце 2020 года, когда Китай ввел особый вид местных облигаций для целей рефинансирования. Сначала они предназначались для более слабых регионов, чтобы снизить их забалансовые обязательства. Позже инициатива распространилась на экономические центры, такие как Пекин, Шанхай и Гуандун. В 2021 году южная провинция Гуандун стала первой, заявившей об успешной ликвидации скрытого долга. К середине 2022 года было выпущено специальных облигаций для рефинансирования на общую сумму 1,13 триллиона юаней, согласно оценкам China Chengxin International.
С прошлого года программу распространили на еще большее число регионов. Министр финансов Лань сообщил в октябре, что в 2023 году продажи местных облигаций в рамках обмена и погашения задолженности перед корпорациями превысили 2.2 трлн юаней, а на 2024 год установлена квота в 1,2 трлн юаней.
Каков план сейчас
Лань заявил на брифинге 12 октября, что власти планируют разовую квоту для обмена местного скрытого долга, которая может стать крупнейшей инициативой последних лет. Правительство опубликует больше деталей после завершения юридического процесса.
Он не уточнил, будет ли эта квота применяться к местным облигациям, как это было до сих пор, или центральное правительство само может выпустить ценные бумаги для этой цели. Это важная новость, поскольку национальные власти долгое время придерживались принципа «помоги себе сам» в отношении долговых обязательств местных властей. Считалось, что очистка под руководством центрального правительства повысит риски недобросовестного поведения.
Издание Bloomberg ранее сообщало, что Китай может разрешить местным властям выпустить облигации на сумму до 6 трлн юаней до 2027 года, в основном для рефинансирования забалансового долга.
Как новые усилия помогут экономике
Президент Си Цзиньпин назвал долги местных правительств, проблемы рынка недвижимости и финансового сектора тремя основными экономическими и финансовыми рисками Китая.
Усиленный контроль за местными заимствованиями сделал чиновников провинциального, уездного и муниципального уровней более осторожными в отношении новых инвестиционных проектов и заставил их искать новые источники доходов. Некоторые города пообещали «продать все, что не прибито гвоздями», чтобы погасить долги.
Иногда, испытывая трудности с покрытием ежедневных расходов, местные власти также прибегают к задержке платежей подрядчикам, наложению крупных штрафов и предъявлению компаниям налоговых счетов, датированных десятилетиями назад. Такие меры способствовали ухудшению делового настроения, что побудило Пекин предупредить против чрезмерных штрафов.
Новый обмен долгов может снизить процентные издержки для местных правительств и дать им больше времени для погашения наступающих обязательств при пересмотре условий заимствования.
В зависимости от масштаба и контуров программы, она также может помочь местным властям погасить задолженность перед компаниями, сократить налоговые сборы и ослабить выпуск штрафов. Это, в свою очередь, может помочь компаниям укрепить свои балансы и стабилизировать общий деловой климат.
«Решение проблемы долга является критически важным шагом в остановке ключевой дефляционной нисходящей спирали», - написали экономисты Morgan Stanley, включая Робина Сина, в заметке 13 октября. И это «не менее важно, чем прямое стимулирование спроса», добавили они.
Подготовлено Profinance.ru по материалам
Bloomberg @marketsnapshot
MarketSnapshot
17.10.2024 09:34