МГУ вылетел из топ-100 мирового рейтинга университетов.

Oct 11, 2024 00:01

В World University Rankings 2025 вуз потерял более 10 позиций, опустившись с 95-го на 107-е место.




Свои результаты ухудшили и другие российские вузы: МФТИ (находится в диапазоне с 251-го по 300-е место, ранее 201-250), МИФИ (501-600, было 401-500 место) и СПбПУ (501-600, было 351-400). Рост показал только МГТУ имени Баумана (351-400, было 401-500 место).

🔵В российских школах будут быстро лепить «нового человека»

Зачем Владимир Мединский предлагает «спрессовать» обучение? Публицист Владимир Рувинский объясняет образовательную политику воюющей России: Кремлю не нужны люди размышляющие, а нужны люди покорные и хорошо бы - мастеровитые.

Поэтому и неудивительно, что учеников стараются загнать в колледжи, а там - учиться по программе профессионалитета. В ней не прохдят всякие ненужные предметы - русский, математика, история, естествознание; чушь какая-то, которая для рынка труда, как его себе представляют в нынешнем российском руководстве, не нужна.

А все ненужное можно убрать и за счет этого сократить срок обучения. И выпустить профессионального монтажера или слесаря. Такой человек не станет сомневаться в зловещих планах США расчленить РФ и заселить ее геями.

---------------------
Не надо долго размышлять: о целях Кремля ускорить обучение в школе

Владимир Мединский, помощник Владимира Путина по идеологии, заявил, что время обучения в школе нужно «спрессовать», то есть сократить, чтобы быть конкурентными. Но как настоящий госпиарщик, он не рассказал главного: как уже меняется среднее образование и, что важно, зачем оно меняется.

«Время диктует сокращение продолжительности среднего образования, то, что у нас 11 лет, - это непозволительная роскошь, - заявил Мединский в конце сентября на встрече с молодежью в Мурманске. - Будто мы живем с вами в XIX веке».

Обучение в школе «должно быть спрессовано», объяснял куратор созданного в июне управления Кремля по государственной политике в гуманитарной сфере: чтобы выпускники «раньше вступали в сферу профподготовки», а «не начинали в 19 лет размышлять, чем бы заняться».

По его мнению, классическое образование в университетах на протяжении пяти - шести лет в ближайшие десятилетия тоже исчезнет. Тот, кто не будет каждые 10 лет учиться чему-то новому, получать новое образование, станет неконкурентоспособным, заключил Мединский.

Пробный шар

На следующий день выступление главного в Кремле по вопросам «укрепления духовно-нравственных основ российского общества» комментировал, точнее поддержал, официальный представитель Владимира Путина.

«Времена меняются, технологии образовательные меняются, потребности кадровые меняются. Под это, конечно, должна живо подстраиваться система образования», - заявил Дмитрий Песков, уточнив, что пока это лишь «экспертная дискуссия», которая, однако, «более чем оправданна».

Рассуждения Владимира «Вашим-Детям-Долго-Учиться-Незачем» Мединского на публику о переменах в российском образовании, - прощупывание реакции на уже оформленную концепцию, свидетельствуют и заявления профильного чиновника Минпросвещения. Они, в свою очередь, лежат в русле тезисов Владимира Путина: образование должно быть «гибким» и «практико-ориентированным».

Если бы не контекст - ведущаяся Россией уже почти три года ужасная полномасштабная война с Украиной и нехватка в России работников на предприятиях ВПК, - то можно было бы подумать, будто все эти люди говорят о чем-то прогрессивном, в духе высказываний создателя Alibaba Джека Ма, рассуждавшего о необходимости адаптации образовательных систем к быстро меняющемуся миру и новым технологиям.

Но идея изменить российскую школу для военно-политического руководства России совсем не о сервисе, клиентах и конкуренции. Она - насчет «равняйсь», «смирно» и «слушай сюда», то есть не только об унылой индоктринации государственной псевдогероикой с военно-уголовным жаргоном, но и о нарушении причинно-следственных связей - о деконструкции современной формы мышления и знаний: государство монополизирует и редуцирует образование до уровня недумающего исполнителя.

Как все начиналось

В начале 1990-х годов в образование, в том числе школьное, были заложены принципы деполитизации и деидеологизации. Тогда реформаторы пытались уйти от советской педагогики, которая была едва ли не более сильным средством формовки массового сознания, чем политбюро ЦК КПСС.

Одновременно с рыночными реформами ослабла основная задача, которую решало всеобщим образованием государство - воспроизводство работников. Фокус окончательно (как тогда казалось) сместился на индивида, его желания и ценности. К задачам конкурентоспособности добавились вопросы самореализации, благополучия учащихся.

Этому способствовал и принятый в 2011 году закон об образовании, разрешавший каждой школе самостоятельно формировать учебный план, подбирать под программу учебники. Школы, к сожалению, этим пользовались мало. Учителя и школьные управленцы в России - это как правило весьма конформистский круг зависимых от властей людей. Но много молодых выпускников лучших вузов России стремились пойти в школу, чтобы изменить ее.

Конечно, немало школ и учителей с богатым опытом приспособленчества (одна организация «правильного» голосования на выборах чего стоит) просто подстроились под новые веяния. Тем не менее либеральные реформы в нулевых и десятых дали средней школе главное - возможность выбора и конкуренцию. Это привело к появлению на общем фоне имитационной активности действительно сильных средних школ.

Школа бездумности

Все нулевые и десятые годы учащиеся в России, по подсчетам НИУ-ВШЭ, показывали в целом хорошее знание материала школьной программы - но слабую готовность эти знания применять. Потому, в частности, что укоренившаяся реальная система школьного обучения была нацелена на зазубривание и правильные механические ответы ради оценки.

За три года до полномасштабного вторжения в Украину, в 2019 году, россиян, не способных принимать самостоятельные решения на основе анализа данных, в возрасте от 16 до 24 лет насчитали целых 60% (и 90% - в возрасте 55-65 лет). То есть умеющих думать и достигать своих целей, используя для этого современные технологии, оказалось 40% и 10% россиян в этих группах соответственно.

Идея новых образовательных программ была в том, чтобы помогать школьникам развивать креативность, свободу мышления. Но дети и подростки усваивают только те ценности, которые реально регламентируют отношения в обществе, уважаются и отстаиваются - и это не хрестоматийное для школьной программы «служить бы рад - прислуживаться тошно», а куда чаще - умение подстраиваться, конформизм, двоемыслие.

В таких условиях в 2020 году россияне, пусть и с большими нарушениями, но проголосовали за путинскую конституцию, которая прямо гласит: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики». С подачи же нацлидера в законе об образовании тогда была утверждена его государственная идеологизация (обучение через воспитание). А начинать, решил недавно Путин, надо с детского сада. Чтобы, как говорил сто лет назад председатель Реввоенсовета Лев Троцкий, «вылепить нового человека». Только для построения не социалистического, а какого-то другого, «патриотического» общества.

Консервативный разворот

Российское государство в лице школьного учреждения и прежде забирало детей у общества в лице семей и воспитывало под себя, писал социолог «Левада-центра» Алексей Левинсон. Недоделанное школой доделывали профтехучилищем, армией и зоной. После «рокировки» Медведева с Путиным в 2012 году государство принялось энергично вытеснять неподконтрольных конкурентов - родителей, просветителей, общественные объединения.

Решение Путина о полномасштабном вторжении России в Украину ускорило и усугубило эти процессы. Начиная с 2023/2024 учебного года уже действуют так называемые федеральные образовательные программы - по сути дела это унифицированный учебный план для всей страны, рассказывает Сергей Чернышов, основатель «Новоколледжа» и «Новошколы», научный сотрудник Рурского университета в Бохуме.

Каждая школа формально может выбирать учебный план, но он должен давать школьникам не меньше, чем эта федеральная программа. На практике это приводит к тому, что школы выбирают все типовое, говорит Чернышов: если ты по ним учишься, то облегченно проходишь аккредитацию. Директорам можно особо не думать, а просто исполнять функции и не нести ответственности.

Такая же унификация настигла государственные программы воспитания. В школах уже действует «Движение первых» - аналог советской пионерии для воспитательной работы, на которую в федеральном бюджете на 2025 год предусмотрено не менее 20,33 млрд рублей. Ячейки этого движения должны быть в каждой школе, и эти школы должны реализовывать все его инициативы. Сотрудник движения - советник директора по воспитанию, играющий роль куратора по идеологической работе.

И вот детей выводят массово поздравлять Путина с 72-летием. А чтобы предотвратить разброд и шатание, Минпросвещения разрабатывает программу «от 0 до 18» - рекомендации родителям по воспитанию детей на каждый день.

С учебниками происходит то же самое. По словам Чернышова, школам и колледжам предписывают покупать у конкретных организаций учебники издательства «Просвещение», монополиста на российском рынке учебной литературы - с зашкаливающей рентабельностью 56% в 2023 году, в акционерах которого отметился путинский друг Аркадий Ротенберг, а сейчас - госкорпорация ВЭБ.РФ, Сбербанк и РФПИ. Упрощения и политическая пропаганда вперемешку с культом войны с Украиной часто вытесняет собственно научные знания.

А что же сами учителя? Многим происходящее не нравится. В 2023 году, объявленном указом Путина «Годом педагога и наставника», уволились 193 500 учителей, или 14% от 1,347 млн школьных преподавателей (это без руководителей и вспомогательного персонала). 93% - по собственному желанию. Чаще всего уходили учителя начальных классов, русского языка, биологии (преподающие теорию Дарвина, запретить которую сейчас требует представители РПЦ Московского патриархата и Чечни), математики.

Типичные причины - низкая зарплата и рост нагрузки, административный прессинг, нежелание работать по новым школьным программам, опасение доносов со стороны учеников, родителей и коллег. По данным правозащитного проекта «ОФД-Инфо», с начала вторжения в Украину известно как минимум о 106 административных и 23 уголовных делах в отношении преподавателей. И тем не менее большинство учителей в школе остались. «По всей видимости, им происходящее нравится», - предполагает Чернышов.

На недовольство учителей Кремль ответил типично: во-первых, денег не дал (на образование расходы федерального бюджета в 2025 году почти не изменятся - 1,54 трлн рублей), во-вторых, попытался административно поднять их статус. С декабря 2023 года закон об образовании отдельно закрепил право учителей на уважение их человеческого достоинства, а в 2024 году правительство по поручению Путина разрабатывает положение о наказании за дискредитацию учителей - по аналогии с наказанием за дискредитацию армии. Видимо, его примут - и найдется немало тех, кому такой госмандат на достоинство придется по душе.

Кто и зачем нужен

В Кремле довольно быстро поняли, что высокие технологии отлично уживаются с авторитарными практиками контроля и преследования, имитации свободного волеизъявления и наказания нелояльных.

Полномасштабное вторжение в Украину оказалось не только самой жестокой войной, но и высокотехнологичной с элементами киберпанка. В итоге у правительства и Кремля сформировалось, похоже, окончательно, каким они видят среднее образование.

Проект трехлетнего федерального бюджета на 2025-2027 годы, одобренный правительством, показывает, что Кремль ставит на военную экономику. В сумме армия и силовики в 2025 году «съедят» 40% федерального бюджета, или 16,7 трлн рублей, что больше всех социальных расходов.

Соответственно средняя школа:
▪️ снова рассматривается государством главным образом как ресурс рабочих рук;
▪️ основная сфера их применения - предприятия, так или иначе работающие в орбите военно-промышленного комплекса;
▪️ эти ресурсы нужны быстро и, возможно, надолго.

Кремль думает, как выпускать школьников с нужными профессиями на рынок труда пораньше, и Владимира Мединского или Дмитрия Пескова можно понять так, что сокращение обучения в школе - пока только идея. Но такой проект с 2022 года реализуется в колледжах, он называется «Профессионалитет».

В колледжах - преемниках ПТУ школьников с 9 или 11 класса обучают 389 профессиям и специальностям. Это в основном квалифицированные рабочие и служащие предприятий. Многие профессии можно освоить менее чем за два года, если поступить после девятого класса. А «Профессионалитет» позволяет сократить длительный срок обучения почти вдвое: было четыре года обучения, например, - станет два.

Проект исходит из идеи, что в колледже есть нужные предметы, позволяющие выйти на рынок труда, и есть ненужные предметы - русский, математика, история, естествознание, ужасается Чернышов: для правительства это чушь какая-то, которая для рынка труда, как там его себе представляют, не нужна. Поэтому все ненужное можно убрать и за счет этого сократить срок обучения. И выпустить профессионального монтажера или слесаря.

На подходе у правительства и другая считающейся суперинновационной идея - готовить подростков под конкретные рабочие места (например, оператор дронов), выступая этаким администратором-посредником между рынком труда и системой среднего образования. Чтобы понять, кого готовить, правительство, по собственным данным, опросило 84 000 предприятий, где заняты 12 млн человек. Соответствующий нацпроект «Кадры» планируется запустить в 2025 году.

Чем заняться

Хорошее образование не уберегает от прихода авторитарных лидеров и не предотвращает чудовищных преступлений, как показала мировая история. И тем более, если это образование выносит за скобки фундаментальные вопросы политического, экономического устройства страны и оснований власти ее лидеров.

Для российских руководителей это очень удобно: пришел ребенок в колледж в 15 лет - два года отучился и в 18 лет знает, кем и где будет работать. В условиях войны чего миндальничать - кто не на фронт, те на производство или в роддом. И можно не строить рыночный капитализм (все равно получается автомат Калашникова), а создать параллельную военную экономику с этим автоматом и цифровым Госпланом.

Государству от этого хорошо - оно знает, как и чем загружать производство. Но для школьников такой подход очень вреден, потому как не стоит путать обучение и образование. Среднее образование, как и высшее, все же не только для профессии и рынка труда, но и для благополучия человека. А с несформированным мировоззрением и узким кругозором сложно самостоятельно делать выводы, планировать свою жизнь, в конце, концов.

Идея, что юношество должно учиться не годами, а месяцами, близка многим автократам и диктаторам. Сталин, например, тоже считал, что образование должно быть быстрым, практическим и направленным на подготовку людей к выполнению задач, стоящих перед страной. Говорит про это и Мао.

Это российскому военно-политическому руководству ближе, чем эфемерные рассуждения о гибком образовании для всех в высокотехнологичную эпоху в условиях конкуренции. Себе они, очевидно, отвели роль думателей и решателей за остальных.

© Владимир Рувинский

*
В начале нового учебного года российские школьники, принявшие участие в «Разговорах о важном», узнали, что «сначала Наполеон сжёг Москву, и лишь потом русская армия освободила от Наполеона Францию».

История России на протяжении двух веков предполагала другой ответ: поджег Москвы был организован градоначальником графом Федором Растопчиным, фраза которого сохранилась летописцами того времени: «Наполеону не стоит рассчитывать на миллионы и магазины хлеба, ибо он найдет тут уголь и золу». Для Наполеона пожар Москвы стал трагедией, так как лишил его возможности закрепиться в городе.

Но удивляться противоречиям фактов и смысла в исторических исканиях Москвы не стоит: в «Разговорах о важном» все политические трактовки сплетены в идеологему мифа «осажденной крепости». Школа, институты и университеты становятся главной политической школой власти. Там должна быть обучена основная социальная группа ее поддержки и электоральная база. Поэтому сборка-разборка автомата на уроках НВП (или как там нынче это называется?), игра «Зарница» в лесу, встречи с «учителями из зоны СВО» и мифы о поджигающем Москву Наполеоне - звенья одной цепи. И эти цепи будут крепки.

Российское военно-историческое общество (РВИО), которое возглавляет автор программы исторического обучения в школах Владимир Мединский, в следующем году получит госфинансирование в объеме 810 млн рублей. В 2026-2027 годах субсидии превысят 900 млн в год. Общая сумма финансирования составит 2,5 млрд рублей на три года. Большая часть денег на 2025 год идет на «Разговоры о важном». Эти суммы говорят о приоритетах власти. А в чем они?

Формальной границей «Железного занавеса», который разделял Советский Союз и Запад во времена «Холодной войны», была Берлинская стена, разделявшая не только территории, но и мир ценностей. Она была построена со стороны Востока (силами СССР-ГДР), но в ноябре 1989-го была разрушена «поколением старших» с Востока, которое заметили и поддержали на Западе. Молодое поколение «перестройки» в те годы делало в политике только свои первые шаги, учась в университетах.

Современный политический курс России имеет сегодня больше сходства с ранним «маккартизмом» времен Гарри Трумэна, нежели с советской властью начала 1980-х. Трумэн в 1947 году требовал, чтобы все клерки федеральной государственной службы проходили проверку на «лояльность». Второй и третий столп «маккартизма» - опора на традиционные ценности и «охота на ведьм» на внутреннем контуре. Критики режима внутри страны потеряли голос. Ничего не напоминает?

Особенность сегодняшнего момента в том, что старшее и среднее российское политическое поколение, требующие перемены курса страны, эмигрировав и оказавшись по западную сторону условной «Берлинской стены», разрушать ее не намерены. А молодое поколение, воспитанное по новым учебникам Мединского и на «Разговорах о важном», будет защищать эту стену с Востока, опасаясь печенегов, половцев и очередного Наполеона, который непременно мечтает о новом сожжении Москвы.

Ставка на политический проект «школа» минимизирует угрозу интеллектуального бунта молодого поколения жителей страны, которое подрастет как раз к моменту транзита власти, и от него будет зависеть выбор пути. Ставка властей понятна. И вот тут возникает главный вопрос - может быть, перестройка и «десятилетие свобод 1990-х» были аномалией? А сейчас власти ведут страну обратно в ту «норму», где песни про урожай, открытки вождю, уроки по сборке автомата и учебники про Наполеона - часть обычной жизни большой страны?

Ну и новая стена, конечно. Просто пока не определено место ее строительства.

🌐Специально для "Кремлевского безБашенника"- Журналист Андрей Калитин (Телеграм-канал Бедный Рюрик)

(С) Хроника деградации, СТРАНА АБСУРДА, "ЗАПОВЕДНИК", Приоритеты, Деволюция

Previous post Next post
Up