Альбина Галлямова
из «Зачем мы такие?» поделилась кратким содержанием препринта статьи от социолога и политолога Кристиана Вельцеля. Он объясняет, почему модель Джозефа Хенрика, делающая упор на роль церкви в становлении Запада через популяризацию моногамии, не совсем верна.
Если кратко, то Вельцель пришел к выводу, что руководящую роль сыграли именно особые климатические условия, а церковные реформы лишь ускорили этот процесс.
Эти условия - зоны «водной автономности в прохладном климате» (ВАПК) и ВАПК-условие (эффект «прохладной воды», CoolWater Effect).
Альбина хороша изложила материал, поэтому поделюсь самыми интересными отрывками из её статьи:
Согласно Вельцелю, ВАПК-условие - влияние прохладного климата, регулярных осадков и доступности пресной воды - сформировало социальные и политические системы. Дело в том, что постоянные осадки в зонах ВАПК питают природные водные источники, такие как ручьи, реки, озера и пруды, и это создаёт стабильные и предсказуемые общедоступные ресурсы. Условия для устойчивого земледелия, рыболовства, лесного хозяйства, пастбищного скотоводства и выращивания зерновых культур становятся благоприятными. Благодаря этим факторам такие регионы отличаются «средой открытого доступа к ресурсам». Это значительно снижает возможность монополизации активов со стороны отдельных групп или элит. В результате возникает множественность центров власти и политическая децентрализация, что способствует демократическим процессам.
В отличие от регионов, где успешное земледелие зависит от коллективно координируемой ирригации, климатические условия в зонах ВАПК позволяют каждой семье вести независимое хозяйство, что способствует возникновению нуклеарных семей. Они могут обрабатывать значительные участки земли самостоятельно, не прибегая к помощи широких родственных сетей или детского труда. Как следствие - снижается зависимость от родственных связей и возникают предпосылки для формирования более индивидуалистических и менее иерархических обществ, в том числе зависимых от труда рабов.
И тут еще:
С началом аграрной эпохи влияние ВАПК-условия перешло от традиционных охотничье-собирательских обществ к аграрным структурам, поддерживающим нуклеарные семьи. Тип сельского хозяйства, который развивался в этих регионах - выращивание зерновых культур, таких как пшеница, рожь и ячмень, в сочетании с разведением скота, - позволял домохозяйствам работать автономно на больших участках земли. Это позволяло не зависеть от родственников и детского труда. В результате автономия, поддерживаемая природными условиями, позволила этим обществам сохранять меньшую зависимость от интенсивных родственных связей. Это отличало их от других аграрных обществ, зависящих от коллективного труда. Примечательно, что в таких регионах нуклеарные семьи становились основой для дальнейших демократических изменений и перехода к менее иерархическим формам управления.
В средневековой Северо-Западной Европе, где климатические условия особенно благоприятствовали такому развитию, такие семьи начали формироваться задолго до значительных церковных реформ, что свидетельствует о ключевой роли природных условий в эволюции социальных структур.
Статью Альбины
читайте здесь. Там же можно найти ссылку на препринт Вельцеля.
Welzel, C., Kruse, S., Brieger, S. A., & Brunkert, L. (2021). The cool water phenomenon: On the origins of global psychological variation. Available at SSRN 3873777.
А.Т.
#кратко
Political Animals *
Существует два ключевых подхода к объяснению причин модернизации (почему у одних стран получается «в современное общество», а у других нет)
«Институциональный подход» предполагает, что все дело в человеческом выборе (или в выборе элит) - захотели жить по-человечески - и живут, самое главное «хорошие общественные институты». Пример такого подхода - «Почему одни страны богатые, а другие нет» Аджемоглу и Робинсона
Сторонники «геоклиматического подхода» говорят, что хорошие институты важны, но если у вас нет подходящих природных условий, то никакие институты не помогут, а вернее, и не возникнут. Модернизация - дело долгое, и ее успех зависит от того, где люди живут, какой там климат, как легко им добираться до соседей, и т.д. Пример - «Ружья, микробы, стать» Даймонда.
«Теория «прохладной воды» политолога Кристиана Вельцеля предполагает, что обилие водных ресурсов в сочетании с умеренно прохладным климатом создает исключительно благоприятные возможности для развития человеческих сообществ. И именно это сочетание стало одной из ключевых причин возвышения Запада в Новое время
Содержание идей Вельцеля подробно изложено
в докладе «Геоклиматические основания модернизации: теория «прохладной воды» Кристиана Вельцеля и ее критика» петербургского политолога Андрея Щербака (НИУ ВШЭ, Европейский Университет)
Индекс «прохладной воды» (ИПВ) состоит из трех эмпирических компонентов:
а) постоянство дождевых осадков (отношение осадков в самый влажный месяц к осадкам в самый сухой месяц в году);
б) прохладный климат (сочетание относительно морозной зимы и прохладного лета);
в) близость к побережью (показывает благоприятность географического расположения - возможности для торговли, рыболовства и путешествий).
Изначально все параметры замерялись на уровне городов, потом высчитывались значения на уровне регионов и, в конце концов, на уровне современных стран. В итоге все три компонента сводятся в один индекс, который варьирует от 0 (минимальное проявление эффекта) до 1 (максимальное проявление). Сам индекс является неизменяемым во времени.
Данные показывают, что общества Северо-Западной Европы развивались именно в культурно-экологической нише «прохладной воды». «Эффект прохладной воды» в наиболее явном виде выражен в Северо-Западной Европе, Северной Америке, части Юго-Восточной Азии (в районе Японии и Кореи), в южной части Южной Америки, части Южной Африки, некоторых областях Австралии, Новой Зеландии и Тасмании
Вельцель наглядно показывает, что ИПВ позитивно коррелирует с такими показателями развития как Индекс общества знаний, Индекс качества выборов, Индекс качества элиты
Основным интересующим параметром является Индекс человеческого раскрепощения (Human empowerment index), включающий в себя:
а) долгосрочные жизненные инвестиции (продолжительность жизни, ВВП на душу населения, продолжительность школьного образования, образовательное равенство и фертильность);
б) ценности эмансипации («репродуктивный выбор», «гендерное равенство», «детская автономия» и «выбор народа»);
в) договорные государственные порядки (фокус на права и свободы, разделение властей и верховенство права, фокус на всеобщее избирательное право и конкуренцию на выборах).
Мария Кравцова в работе «Sub-national Evidence: The Case of Russia» (совм. с Вельцелем) вычислила «индекс прохладной воды» для российских исторических регионов начала ХХ века
По ее данным наивысшие значения (около 0,48) ИПВ в Российской империи наблюдаются в Архангельской, Вологодской, Вятской, Ярославской областях (т.е. «Залесская Земля»), на исторических финских землях и в Петербурге, а также на Урале (Пермская область), частично Сибири (Томская область) и на Камчатке
То есть, согласно «теории прохладной воды», совокупность геоклиматических условий выделяет эти территории, и создает на них более благоприятные условия для модернизации.
(Спасибо ув. Александру Шерстобитову @politscience, обратившему внимание на публикацию, посвященную «теории прохладной воды»)
Деньги и песец