По мотивам последних новостей
о предложениях по пересмотру ядерной доктрины РФ, а также общей международной напряженности, вспомнил историю Томаса Шеллинга, чей вклад в международные отношения и внешнюю политику в вопросах стратегий ядерного сдерживания сложно переоценить.
Томас Шеллинг - это американский экономист и один из главных авторов в области теории игр. Теория игр - это раздел математики, который изучает стратегическое поведение рациональных в ситуациях, где их успех зависит не только от их собственных решений, но и от решений других. Модели из теории игр полезны в международных отношениях, потому что они помогают анализировать стратегическое поведение государств.
В своих работах
"The Strategy of Conflict" и
"Arms and Influence" Шеллинг описывал поведение ядерных держав в условиях конфликта. Одной из его ключевых идей было то, что эффективность ядерного сдерживания зависит не только от реальной военной мощи, но и от способности убедить противника в готовности использовать эту мощь. Именно благодаря Шеллингу мы знакомы с такими концептами, как гарантированное взаимное уничтожение (mutually assured destruction) - мощь стратегического ядерного оружия столь велика, что ни одна сторона не применит его первым или точка фокусировки (focal point) - решение, которое акторы склонны выбирать по умолчанию при отсутствии коммуникации друг с другом.
Также в "The Strategy of Conflict" Шеллинг писал о преимуществах стратегии неопределенного возмездия (uncertain retaliation) вместо определенного возмездия (certain retaliation). Основная идея такой стратегии заключается в том, что одна из сторон не делает точных заявлений о том, каким будет ответ на агрессивное действие. Вместо этого она создает неуверенность у потенциального агрессора относительно того, какой характер и степень будет иметь ответная мера. Эта неопределенность может повысить сдерживающий эффект, так как противнику сложно просчитать риск и возможные последствия своих действий. Эдакая рациональная иррациональность.
Из-за этого некоторые считают, что Шеллинг повлиял на появление теории безумца - стратегии во внешней политике, когда политическое руководство страны притворяется поехавшими, чтобы запугать другие державы. Например, так характеризуют подход президента Никсона по сдерживанию СССР во время войны во Вьетнаме.
Кроме академической карьеры, у Шеллинга была и бюрократическая сторона - так, он консультировал администрации Трумэна и Кеннеди по вопросам внешней политики. Например, давал советы последнему во время Берлинского кризиса, а также поддержал идею наладить между Кремлем и Белым домом прямую телефонную связь после Кубинского кризиса. В 1970 году Шеллинг выступил против военных действий США в Камбодже.
Другие интересные детали:
- Одним из научных руководителей Шеллинга был русский экономист Василий Леонтьев - выходец из старообрядческой семьи, эмигрировал из СССР в 1925 после нескольких арестов из-за своей политической позиции, сначала в Германию, затем в США. Леонтьев получил Нобелевку по экономике в 1973 году, а также был научным руководителем еще четырех лауреатов этой премии: самого Шеллинга, Роберта Солоу, Пола Самуэльсона и Вернона Смита.
- Кроме того, Томас Шеллинг общался с режиссером Стэнли Кубриком и даже консультировал его во время съемок ставшего вечной классикой фильма «Доктор Стрейнджлав».
Политфак на связи