![](https://ic.pics.livejournal.com/augean_stables/95979817/2703773/2703773_original.jpg)
В прошедшую пятницу цены на нефть достигли самого низкого уровня с начала войны в Украине, несмотря на то, что ОПЕК+ отложила постепенное снятие
добровольных ограничений на добычу нефти на два месяца. Для нефтяного рынка стало очевидно, что политика ограничения добычи, проводимая ОПЕК+, зашла в тупик. Единственная причина отсрочки состоит, очевидно, не в ожидании картелем внезапного роста мирового спроса на нефть, а в приближающихся президентских выборах в США, которые состоятся через два месяца.
ОПЕК+ явно предпочла дождаться результатов выборов в США, так как Дональд Трамп пытается позиционировать себя как сторонника традиционных источников энергии и противника ускоренного перехода на экологически чистый транспорт. Учитывая, что США являются крупнейшим потребителем и производителем нефти в мире, они оказывают значительное влияние на глобальный нефтяной рынок. ОПЕК+, вероятно, надеется, что победа Трампа может замедлить процесс «электрификации» автомобильного парка США.
Согласно экологическим нормам, утвержденным администрацией Байдена, менее, чем через 10 лет более половины продаж автомобилей в США должны будут приходиться на электромобили. Реализация этой стратегии приведет к снижению внутреннего потребления нефти в США и, как следствие, к увеличению экспорта нефти на мировые рынки.
Политика ОПЕК+ по ограничению объемов добычи нефти привела к тому, что на их место пришли страны, не входящие в картель,
прежде всего из Западного полушария, которые смогли получить, благодаря действиям ОПЕК по искусственному поддержанию более высоких рыночных цен на нефть, окупаемость проектов с высокой себестоимостью добычи. Эта стратегия работала, пока мировой спрос на нефть рос достаточно быстро, чтобы поглощать увеличение предложения, но эта эпоха близится к концу.
Мировая экономика уверенно приближается к пику потребления нефти. В ЕС пик потребления был пройден 20 лет назад, с тех пор объемы потребление существенно сократились благодаря повышению топливной эффективности автомобилей, развитию общественного транспорта, а теперь еще и благодаря росту популярности электромобилей. Китай, как ожидается,
достигнет пика потребления нефти уже в этом году.
На этом фоне не стоит переоценивать возможности президента США изменить траекторию технического прогресса. В предыдущий срок Трамп регулярно заявлял о поддержке угольной энергетики, но, однако, за время его президентства совокупная мощность угольных электростанций в США сократилась на 50 ГВт, в то время мощности возобновляемых источников энергии увеличились на 63 ГВт.
Потребление нефти в США уже снижается в относительных показателях: сейчас оно находится на уровне 2007 года, несмотря на рост экономики с тех пор более чем на 37%, увеличение численности населения на 35 миллионов человек, и рост оцениваемого совокупного пробега автомобилей в стране на 9%. Вскоре же процесс роста эффективности потребления топлива может привести к снижению потребления нефти уже в абсолютных значениях, т.к. есть несколько факторов, способствующих этому.
Во-первых, значительная часть зеленых инвестиций в рамках закона IRA ($161 млрд из $203), принятого при Байдене,
пришлась на республиканские штаты. И хотя республиканцы голосовали против этого законопроекта в Конгрессе (религия не позволила), в будущем
они планируют защищать созданные в рамках этих проектов рабочие места (иначе за них не проголосуют на следующих выборах). Поэтому Трампу, в случае избрания, будет очень тяжело пересмотреть уже принятые при Байдене меры, даже если в его распоряжении будет республиканский Конгресс, что,
согласно опросам, представляется сейчас маловероятным.
Во-вторых, активная борьба за повышение топливной эффективности автомобилей в США началась относительно недавно - во времена президентства Барака Обамы - и ее эффект еще только предстоит увидеть, учитывая, что средний возраст автомобилей в США превышает 13 лет.
Начало ⤴️ В-третьих, в США стремительно растет спрос на гибридные автомобили, которые при незначительно более высокой цене, по сравнению с традиционными, предлагают в 1,5-2 раза (а в случае с подключаемыми гибридами и еще больше) более высокую топливную эффективность и одновременно лучшую динамику. В результате, в зависимости от режима эксплуатации, гибридная трансмиссия окупается в течении 1-3 лет владения автомобилем.
Несмотря на то, что мировой кризис цепочек поставок, вызванный эпидемией коронавируса и войной в Украине, уже давно завершился, очереди на гибридные тойоты в США по-прежнему легко достигают полугода, в то время как негибридные версии пылятся на складах дилеров. Некоторые же популярные модели, например Toyota Camry, доступны в США уже только с гибридной трансмиссией: отказ от традиционных трансмиссий позволяет автопроизводителям еще больше снижать себестоимость гибридных версий, в результате чего утрачивается экономический смысл производства негибридных комплектаций.
В ответ на такой высокий и растущий спрос на гибриды, автопроизводители стремительно
наращивают поставки гибридных автомобилей на американский рынок. В результате даже без регуляторных ограничений можно ожидать, что уже к началу следующего десятилетия большая часть продаваемых в США автомобилей будет в той или иной части электрифицирована, а среднее потребление топлива продаваемых автомобилей будет существенно ниже, чем сейчас. И никакой Трамп не сможет изменить прагматический экономический расчет, стоящий за этой тенденцией.
Международное энергетическое агентство прогнозирует достижение пика мирового потребления нефти в 2029 г. на уровне, лишь незначительно выше текущего потребления, ОПЕК же упорно пытается убедить весь мир в том, что спрос на нефть будет расти еще несколько десятилетий. Тем не менее, тенденции в развитии мирового автомобильного рынка и возобновляемой энергетики
указывают на обратное.
ОПЕК и, в первую очередь, страны Персидского залива, вероятно, будут вынуждены изменить свою стратегию и увеличить добычу, чтобы вытеснить с рынка игроков с высокой себестоимостью добычи, а также страны, находящиеся под санкциями. В условиях падения спроса на нефть это будет единственной стратегией, позволяющей сохранить стабильными доходы от ее экспорта и несколько замедлить процесс энергоперехода, на что и указывает динамика цен на нефтяных рынках.
Если Трамп проиграет выборы, ОПЕК+ могут начать снимать добровольные ограничения на добычу уже в декабре, поскольку станет очевидно, что агрессивная политика демократов в области энергоперехода продолжится, и у нефти нет долгосрочного будущего. Однако даже победа Трампа лишь на время обнадежит ОПЕК.
Очевидно, что больше всего от роста предложения ближневосточной нефти и снижения цен пострадают Россия, Иран и Венесуэла.
Родина слонов