Прочел «Жизнь Ивана Васильевича, великого князя московского» Пауля Одерборна.
Странной судьбы книга. Немецкий пастор, участвовавший, как минимум, в одном из походов Стефана Батория, написал ее почти сразу после смерти русского царя (издана впервые в 1585-м). Для России книгу открыл Карамзин и активно пользовался текстом Одерборна при написании соответствующих глав своей «Истории».
Оговариваясь, впрочем, что много у немца «басен» (оно и понятно, - от себя добавлю, - и неизбежно, и правда; много у немца басен).
Так или иначе использовали «Жизнь Ивана Васильевича» практически все значимые историки, писавшие об эпохе Грозного, и у нас, и не у нас.
Ну и вообще - это первая иностранная, скажем так, монография, посвященная Ивану IV, и первая иностранная биография русского правителя.
При этом у нас (отчасти заслуженно) книга считалась сборником русофобских мифов, ранее на русский язык целиком не переводилась и, естественно, не издавалась. Вот только теперь вышел первый полный русский перевод (М.: "Наука", 2024, "Литературные памятники").
На самом деле с русофобией там все сложно, если не поленюсь, сделаю заметку на «Север» о том, какими видел московитов Одерборн.
А пока басня.
После того, как успехи в Ливонской войне сменились для Ивана неудачами, взбунтовались москвички: вышли на главную площадь города и стали требовать от воевод найти им новых мужей взамен убитых. Начальство поначалу испугалось, но потом переловило и высекло зачинщиц, и бунт стих.
(Кстати, Карамзин эту историю повторяет, если я правильно помню.)
Ivan Davydov
Aug 12 at 14:07