Краткая история теневой политики России.

Aug 08, 2024 12:31

Часть 1.




Элита русских княжеств испытала огромное политическое влияние со стороны Византийской империи. Между Русью и Византией до монгольского нашествия шел активный культурно-политический обмен, в том числе заключались династические браки. Например, первый русский «философ на троне» - князь Владимир Мономах - был родственником византийского императора Константина IX Мономаха. Он в некоторых документах подписывался как "архонт земли русской".

Иными словами, влияние Византии на древнерусскую политическую культуру было заметным. В том числе можно сказать, что Русь переняла и так называемый "византийский" стиль управления, для которого характерны теневые и полутеневые способы принятия решений, а также закулисные методы подбора кадров. По сути, "византийский" стиль управления заключался в преобладании латентных связей и коммуникаций над публичной политикой.

Признаки "византийства" российской политики без труда можно проследить в истории. Почти при каждом активном правителе формировался негласный пул влиятельных советников, которые при этом могли вовсе и не занимать никаких формально значимых постов во властной иерархии.

Так, в ранний "реформаторский" период царствования Ивана IV при дворе существовала Избранная Рада. Она никогда не была юридически оформленным органом и представляла собой круг приближённых к государю лиц, которые однако сильно влияли на решения царя.

Расцветом неформальных объединений и союзов при российских монархах стал XVIII век. Эпоха дворцовых переворотов, фаворитов, дворянских гвардий может продемонстрировать хороший пример влияния скрытых связей на принятия государственных решений. При Екатерине I существовал сверхвлиятельный Верховный тайный совет. Его члены фактически руководили империей за спиной у полуграмотной правительницы. Также можно вспомнить многочисленных фаворитов Анны Иоанновны, Елизаветы и Екатерины II.

Уже в начале XIX века при Александре I значительным подспорьем в его реформаторской политике играл Негласный комитет. Формально это был лишь совещательный неофициальный орган, но по факту именно там создавались все российские реформы 1800-х годов.

Однако после Александра Павловича неформальные кружки при государях резко сходят на нет. Прежде всего это можно связать с усилением власти уже официально оформленных государственных институтов. Бюрократия набирала силу, и чтобы влиять на принятие государственных решений, нужно было каким-то образом встроиться в институциональную систему, либо напрямую, либо через опосредованные контакты. Так в России постепенно началась эпоха власти спецслужб.

Заметки на полях

*
Часть 2.




Итак, время избранных рад и негласных комитетов закончилось. Империя вступала в эру индустриализации и массового общества. Количество вопросов, которые нужно было контролировать, кратно увеличилось, и для управления уже не хватало горстки чиновников. Нужна была мощная бюрократия, а чиновники работают по регламенту. Однако "византийство" никуда не делось. Оно вступило в синтез с бюрократией, и появился институт, который соединил в себе как формальные полномочия, так и возможности скрыто влиять на политику. Это институт спецслужб.

Попытки создать такой "сверхинститут" предпринимались уже в XVII веке, когда появился Приказ тайных дел. Его задачей был как раз контроль за работой других приказов, а также преследование предателей монархии. Первая российская прото-спецслужба просуществовала чуть больше 20 лет, и возродилась уже при Петре. Император создал настоящую тайную полицию - Преображенский приказ, который под разными названиями просуществовал до 1801 года, до Александра I. Кстати, именно при нем случился ренессанс неформальных кружков при императоре.

Следующую попытку создать спецслужбы предпринял Николай I, который был, наверное, самым бюрократическим правителем в политической истории России. Третье отделение императорской канцелярии занималось цензурой, преследованием недовольных и контролем за чиновниками. Но и тут попытка провалилась, спецслужбы не смогли подавить революционный террор. Третье отделение закрыли в 1880 году, и полномочия передали Охранному отделению МВД. Явное понижение статуса, и показатель слабости имперской бюрократии.

Монархия так и не смогла создать эффективные спецслужбы, не вернулась и к неформальным кружкам принятия решений. Одним из следствий этого стал кризис политической системы в начале XX века, который империя не пережила. Николая II свергли элитарии, которые были возмущены в том числе и тем, что он не желал делиться с ними властью. Подавить недовольство царю тоже было особо нечем. В итоге - "Россия слиняла в три дня".

Настоящий расцвет спецслужб начался при советской власти. Они наконец получили прочное положение в институциональной системе и стали играть решающую роль в жизни общества. Действуют спецслужбы, как можно догадаться, тайно, но в то же время бюрократично - секретные документы, агентура, инфраструктура. И бюрократия стала копировать такой стиль работы: СССР, несмотря на декларированную демократичность, был полностью пронизан скрытыми коммуникациями между бюро и различными ведомствами.

Для иллюстрации важности таких коммуникаций можно привести кейс размещения советских ядерных ракет на Кубе. Хрущев, на первый взгляд, действовал иррационально, но его истинные мотивы были далеки от того, чтобы показать Штатам "Кузькину мать". Политолог Грэм Алисон в работе «Сущность решения» показывает, что генсек в то время был очень уязвим: его критиковала партийная и военная элита, спецслужбы тоже почувствовали, что вождь слаб. Поэтому ракеты на Кубе являлись быстрым способом поднять свою легитимность внутри советской элиты, показать свою силу. Более того, этот кризис разрешился в итоге тайными переговорами с американцами - в обмен на отвод ракет с Кубы Кеннеди согласился убрать свои боеголовки из Турции.

Хрущева, впрочем, это не спасло - через несколько лет его уберут. Здесь повторился сценарий, который провернули с Николаем II. Лидер поссорился с элитой, а спецслужбы играли в свои игры (у Николая их, впрочем, и вовсе не было). За время правления Брежнева власть спецслужб достигла пика - ни одно важное решение не принималось без учета мнения председателя КГБ. Он же и стал следующим генсеком, и объявил партийной элите, по сути, войну. Громкие дела и аресты стали рутиной. Но правитель-чекист быстро умер, а преемники со спецслужбами были связаны слабо. В итоге - крах СССР. Есть теории, какую роль в этом сыграли республиканские КГБ, но это отдельная большая тема.

Сейчас мы, по сути, наблюдаем повторение эпохи Андропова. Скрытые коммуникации и спецслужбы формируют основу политсистемы. Очередная "колея"?

Заметки на полях

История скреп, ДуховныяСкрипы, Параллели, ВизантийскоЭ, Дежавю, Заметки на полях

Previous post Next post
Up