В связи с происходящими события в Венесуэле активизировались по обыкновению товарищи, которые очень любят рассказывать о небывалых достижениях социализма в отдельно взятой латиноамериканской стране (во всяком случае,
об этом сообщают заслуживающие доверия люди).
Что тут можно сказать?
1. Венесуэла - страна, которая владеет приблизительно 20% общемировых доказанных запасов нефти. Для понимания масштабов: Россия - это про примерно 5%, США - это про 3,5%. Сопоставимыми запасами владеет только Саудовская Аравия (около 17%).
2. Венесуэла - это страна, которая стала получать выгоды от добычи и экспорта нефти еще в 1920-х годах. Вплоть до 1980-х венесуэльская экономика росла, несмотря на наличие многих несовершенств. После завершения периода нефтяного изобилия Венесуэла впала в стагнацию, испытав краткосрочный всплеск роста в нулевые. Да, именно в этот период у власти был Уго Чавес, но, посмотрев на график подушевого ВВП Венесуэлы, вам станет ясно, что венесуэльская экономика - это главный нефтяной наркоман в истории.
3. Нет ничего плохого в экспорте ресурсов. Мы знаем богатые страны, которые добились своего уровня благосостояния, продавая нефть или уголь. Но эти страны не садились на сырьевую иглу, а использовали доходы от экспорта энергоносителей с умом. Что делала Венесуэла при Чавесе? Львиную долю своих экспортных доходов направляла на поддержание режима precio justo - "справедливые цены". Суть этого режима простая: есть товар, который включен в перечень, он продается по "справедливой цене", которая обеспечивается за счет субсидий со стороны государства. Если на внутреннем рынке такого товара не хватает, то он ввозится из других стран за счет экспортных доходов от нефти. А еще нефтяные доходы использовались для повышения лояльности населения в соответствии с электоральными циклами. Чтобы контролировать все доходы от нефти, иностранные активы в период "чавизма" были попросту отжаты.
4. Такой выбор в плане распоряжения нефтяными активами, а также акцент в пользу коротких целей в итоге привел к тому, что в самой богатой нефтью стране добыча стала падать. Да, именно так: за последние 24 года среднедневная добыча нефти рухнула с 3,2 млн барр в сутки до примерно 800-900 тыс барр в сутки. Причины: технологический голод и воровство.
5. Про гиперинфляцию знают многие, но я все же предлагаю посмотреть на эффект "чавизма" на графике подушевого ВВП. Комментарии, на мой взгляд, будут излишни.
Ну и да. У меня
был ролик про это.
Григорий Баженов
Jul 30 at 17:03 *
Картинка к публикации выше - оцените разницу между Венесуэлой и РФ.
- Voice and Accountability: уровень политических прав и гражданских свобод.
- Political Stability and Absence of Violence/Terrorism: вероятность политической нестабильности или насильственных действий.
- Government Effectiveness: качество государственных услуг, профессионализм государственной службы, степень независимости госслужащих от политического давления, а также качество разработки и реализации правительственной политики.
- Regulatory Quality: способность правительства разрабатывать и реализовывать адекватные правила и законы, которые способствуют развитию частного сектора.
- Rule of Law: уровень доверия к правовой системе, соблюдение законов, а также качество защиты прав собственности и соблюдение контрактов.
- Control of Corruption: степень распространенности коррупции
среди государственных служащих и политиков.
Мой старый пост по теме дееспособности государства👇
Сильное и большое государство - это одно и то же?
Недавно на стриме Светова и Штефанова
случилась дискуссия о том, можно ли считать КНДР сильным государством. Ожидаемо, Светов отвечает на этот вопрос утвердительно - ведь госаппарат в этой стране контролирует чуть ли не все сферы общественной жизни. Штефанов же ссылается на то, что в Северной Корее нет сильных институтов, сдерживающих власть диктатора, а значит и государство там слабое. Кто же прав?
Начнем с того, что ставить знак равно между сильным и большим государством действительно некорректно - бюрократический аппарат может формально обладать широчайшими полномочиями, но при этом быть не способным эффективно распоряжаться ими на практике. В реальной жизни политическая воля никогда полноценно не трансформируется в желаемый результат.
Понять эту разницу помогает концепт
state capacity - способности государства реализовывать свои задачи, особенно в условиях сопротивления со стороны влиятельных групп или внешних обстоятельств. Собирать ресурсы, организовывать коллективное действие, поддерживать выполнение своих требований элитами, чиновниками и населением. Этот концепт
отражает принципал-агентскую проблему - противоречие интересов владельца актива (принципала) и акторов (агентов), действующих по его поручению. В нашем случае речь идет о противоречии интересов политиков, которые хотят реализовывать свои цели с помощью административных инструментов, бюрократии, которая непосредственно должна выполнять поручения сверху, и всех остальных, которые должны действовать в соответствии с решениями власти.
Существуют
разные подходы к оценке дееспособности государства. Можно как смотреть на результат, - насколько государство справляется со своими задачами, собирает налоги и проводит в жизнь свои политики, - так и на то, как именно оно функционирует - смотреть на процедуры и правила игры: контроль над силовым аппаратом, автономность бюрократии от интересов частных лиц, качество политических институтов. В первом случае наиболее общими показателями state capacity
оказываются результаты кросс-национальных опросов, где респонденты из определенных социальных групп (бизнес, академия, представители гражданского общества) отзываются о качестве бюрократии в своей стране, а также оценка собираемости налогов. Во втором - анализ институтов, здесь можно вспомнить о проектах вроде
Polity IV,
V-Dem или Worldwide Governance Indicators
Всемирного банка.
Определиться с тем, что такое «большое государство», сложнее. Предположим, что под этим подразумевается оценка доли государственного сектора в экономике (например доля госрасходов от ВВП), уровня налогообложения, зарегулированности бизнеса - анализом этого занимаются международные организации
вроде МВФ или
консалтинговые фирмы. Возможно, насколько элиты ограничивают политическую конкуренцию - см. проекты, которые я приводил в пример в предыдущем абзаце. Совместить множество этих индикаторов пробует и либертарианский think-tank институт Катона в своем Freedom Index (
https://www.cato.org/human-freedom-index/2022) - на мой взгляд, весьма успешно.
Стоит оговориться, что ни один из способов оценки «большого» или «сильного» государства не является идеальным и имеет как свои преимущества, так и недостатки, связанные с методологией исследования или качеством данных.
Подводя итоги, мне кажется, что в нашем либертарианском пузыре (и не только в нем) давно смешались эти две оценки, хотя по факту они не являются синонимичными. Могут ли государства быть большими и слабыми? Да, конечно - см. ту же КНДР, Венесуэлу или Туркменистан. Могут ли быть компактными и сильными? Тоже да - см. Ирландию, Швейцарию или некоторые страны Восточной Европы.
Политфак на связи
Nov 1, 2023 at 19:10 **
"Тем, кто пишет в связи с восстановлением Венесуэлы за последние 3 года, "частными инвестициями и кластерами", которые возникли в рамках "модели Мадуро", диаграмма для контекстуализации: Размер экономики Венесуэлы (ВВП) в период с 1950 (100) по 2023 год."
Потрясающая смесь кринжи, смехотворности и ужаса: то, как часть левого твиттера сегодня защищает Мадуро и рассказывает про альтернативный венесуэльский путь, рост венесуэльской экономики и проч. Просто вот не поверил бы ex ante, что люди будут так подставляться - как чисто партийные обманщики, которые будут защищать что угодно до тех пор пока это позволяет «защищать своих».
***
Несколько фактов про Венесуэлу, в которой сейчас разгораются массовые протесты против совков.
- В пятидесятые годы Венесуэла была четвёртой страной мира по ВВП на душу населения.
- Экономический рост там был таким же стремительным, как у послевоенной Западной Германии.
- Венесуэла была самой богатой страной в Южной Америке с самым высоким уровнем жизни на этом континенте.
Воистину, отдайте совкам власть в пустыне Сахара - и там начнутся перебои с песком.
За 43 года никакого роста!
К ситуации в Венесуэле, просто напоминание ⬆️
В 1980 году Венесуэла была самой богатой страной Южной Америки.
В 2023 м - она была самой бедной