Когда знакомый показал дрэг-шоу с церемонии открытия Олимпиады, - якобы безнравственную и неуважительную пародию на «Тайную Вечерю» Леонардо, то удивительными показались три аспекта - что там делает Дионис, почему у Христа нимб с лучами, и что с числом персонажей.
И вот, похоже, все разъяснилось.
Сцена отсылает вовсе не к «Тайной Вечере», а к картине голландского художника Яна ван Бильерта «Пир богов», хранящейся в Дижоне. В центре композиции восседает Аполлон, бог Солнца, а на переднем плане расположился Дионис, бог вина и всяческих излишеств.
Сам праздник посвящен бракосочетанию Пелея и Фетиды, родителей величайшего греческого героя Ахилла.
Это популярный сюжет, потому что служит развязкой одной важной интриги и завязкой другой. Зевс одобрил неравный брак второстепенного царя и тоже второстепенной, но все же богини, потому что Прометей ему предсказал погибнуть от руки собственного сына с Фетидой. (За это предсказание Прометей получил условно-досрочное освобождение от своих вечных мук, а судебным приставом выступил Геракл. Но, кстати, в «Олимпе» Дэна Симмонса Зевсу эта уловка не помогает: его убивает Ахилл). Именно на этот праздник забыли позвать мстительную Эриду, из-за яблока раздора которой началась Троянская война, где и погибнет Ахилл.
Но это все дела далекого будущего. А пока боги (даже вечные антагонисты Аполлон и Дионис) и люди безудержно пируют.
Этот пир послужил причиной Троянской войны. А она в свою очередь - эпизод крупнейшей геополитической катастрофы того времени - коллапса бронзового века. Это Пир накануне Чумы. И всадник Апокалипсиса, который тоже некоторым почудился в церемонии Открытия тут вполне уместен.
Так что вся эта сцена - осуждение и предупреждение, а вовсе не «пропаганда».
У мира есть шанс, пока существуют Олимпийские игры, где страны соревнуются на стадионах а не на поле боя.
Понятно, что дрэг-эстетика не всем близка, но пуританам не грех было бы изучить историю искусств, и развивать эстетическое чувство; да и чувство юмора тоже не помешает.
Jul 28 at 16:25