Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин написал огромную
статью о правовом регулировании искусственного интеллекта. Какой же была цель высокопоставленного юриста?
Анна Горбань/photo.roscongress.org
В первой части Зорькин констатирует:
Искусственный интеллект способен осуществлять действия, ведущие к множеству социально и юридически значимых результатов, может изменять эмоциональную динамику межчеловеческого взаимодействия, развивать зависимость от использования приложений, которые предлагают нереальный, но приносящий удовлетворение опыт (метавселенная), и, заменяя человеческий труд, резко увеличивать социально-экономические разрывы.
Но мы не должны забывать - перед нами совершенно иной тип интеллекта, коренным образом отличный от человеческого. разум, который может полностью игнорировать все, что мы считаем ценностно важным. Сами духовные и крестные отцы ИИ, трубадуры великих преимуществ ИИ предупреждают, что подобная сущность, потенциально более опасная, чем ядерное оружие, может в конечном итоге уничтожить жизнь на Земле.
Вторая часть посвящена правосубъектности искусственного интеллекта. Зорькин отказывает ИИ в психических свойствах, и значит, ИИ не может получить права личности.
Замысел Зорькина открывается в третьей части:
Главной проблемой является не столько искусственный интеллект как особый источник повышенной опасности. А та зловещая интенция, которая сквозит в попытках его субъективации. Мировоззренческая матрица, порождающая в том числе идеи наделения искусственного интеллекта личным статусом. Имя ей трансгуманизм (иногда, словно в насмешку, именуемый "эффективным альтруизмом").
Идеи трансгуманизма, не признающие ни вечных истин, ни связи человека с Божественным началом, обрекают человечество на продолжение блужданий в миражах и болотных туманах постмодернистского цинизма и аномии. По существу, трансгуманизм в конечных своих выводах означает самопрекращение человечества как биологического вида.
С трансгуманизмом тесно соприкасается и постгендеризм - течение, призывающее к нивелированию половых различий и в перспективе окончательному устранению пола посредством биоинженерии, репрогенетики, вспомогательных репродуктивных технологий.
Искусственный интеллект и его внедрение могут фатально изменить представление людей о самих себе, привести к распаду человеческой идентичности.
В четвертой части Зорькин делает, наконец, вывод:
Величайшее достижение человеческой цивилизации - право - не должно низводиться до уровня подпорки трансгуманистических проектов.
Занавес.