Высокое неравенство обычно сопряжено с низкой социальной мобильностью, то есть с ограниченными возможностями улучшить свое социальное положение. Эта ограниченность вызывает ощущение потери контроля над собственной жизнью. Люди, теряющие чувство такого контроля, с большей вероятностью склонны вести себя неэтично и более снисходительны к неэтичным поступкам других - лжи, воровству, мошенничеству.
Тем самым высокое экономическое неравенство может подорвать фундаментальный элемент нормально функционирующего общества - осуждение неэтичного поведения.
Высокое неравенство может создавать для людей стимулы вести себя нечестно и снисходительнее относиться к неэтичному поведению других. Эта связь обусловлена ощущением потери контроля над собственной жизнью, когда человек не находит возможностей изменить ее к лучшему.
Высокое неравенство влечет за собой неблагоприятные социально-экономические последствия: исследования подтверждают, что оно вредит экономическому росту (
1,
2,
3, негативно влияет на ожидаемую
продолжительность жизни,
социальный капитал, межпоколенческую
экономическую мобильность, способствует
росту насильственных преступлений.
Еще одно отрицательное последствие высокого неравенства заключается в том, что оно ведет к распространению неэтичного поведения. В условиях высокого неравенства люди не только оказываются более склонны к нечестному поведению сами, но и становятся более снисходительными к неэтичным поступкам других: тем самым высокое неравенство меняет представление общества о морали, показало
исследование Марьям Кучаки (Северо-Западный университет), Кристофера То (Ратгерский университет) и Дилана Вивада (компания Slack Technologies).
Неравенство тесно связано с ощущением контроля над своей жизнью, доказали авторы. Более ранние исследования уже показали связь между этим ощущением и оценками неэтичного поведения. Люди, ощущающие недостаток такого контроля,
более толерантны ко лжи, мошенничеству и воровству: восприятие своего социального положения как несправедливого снижает психологические издержки недобросовестного поведения. Кучаки и ее соавторы показали причинно-следственную связь между контролем, моралью и неравенством.
Высокое
неравенство снижает социальную мобильность, то есть возможности повысить свое социальное положение. И тем самым порождает
чувство относительной депривации - ощущения нехватки желаемого ресурса (например, денег или социального статуса) по сравнению с определенным стандартом, в качестве которого могут выступать собственные ожидания или социальное сравнение. В обществах с высоким неравенством социальная мобильность, как правило, низка. Ощущая невозможность улучшить свое благополучие, люди с большей вероятностью готовы вести себя неэтично.
Два вида неравенства
Исследователи
разделяют неравенство на «справедливое» и «несправедливое». Первое касается неравенства результатов (например, неравенства доходов), второе - неравенства возможностей (пример - привилегии, полученные по праву рождения, а не за личные заслуги), из-за которого люди не получают шанса полностью реализовать свой потенциал. Как правило, люди отрицательно относятся именно к «несправедливому» неравенству, воспринимая «справедливое» неравенство положительно или нейтрально.
Неравенство и контроль
Кучаки и ее соавторы объединили и проанализировали три набора данных:
базу Standardized World Income Inequality Database, фиксирующую уровень неравенства (индекс Джини) по 196 странам с 1960 г.,
базу данных Penn World Table об экономическом развитии для 182 стран с 1950 г. и Всемирное
исследование ценностей World Values Survey за 1981-2014 гг., в котором более 125000 человек оценивали в том числе, насколько они могут контролировать собственную жизнь и оправданность неэтичных действий (например, уклонение от оплаты проезда в общественном транспорте, получение взятки и мошенничество с налогами). Оказалось, что те, кто живет в обществах с более высоким уровнем неравенства, более терпимо относятся к неэтичному поведению и они же чувствуют, что меньше контролируют собственную жизнь.
Затем исследователи провели эксперименты с участием порядка 800 человек. Им показывали изображения нескольких лестниц с 10 ступенями - аналогия децильных групп в распределении доходов. На каждой из ступеней размещалось разное количество мешков с деньгами, отражая уровень неравенства в обществе (например, на одной из лестниц почти все мешки были на самой верхней ступени). Участники выбирали, какая из лестниц, по их мнению, лучше всего отражает уровень неравенства в их районе. А затем оценивали приемлемость неэтичного поведения, например подделки подписи, списывания на экзамене или незаконной загрузки программного обеспечения; а также то, насколько они, по их ощущению, могут контролировать свою жизнь и насколько, по их мнению, другие могут контролировать собственное неэтичное поведение.
Оказалось, что, опять же, те, кто воспринимал уровень неравенства в своем районе как относительно более высокий, сообщали об относительно более низком контроле над собственной жизнью и демонстрировали более высокую приемлемость неэтичного поведения.
Для дополнительной проверки результатов исследователи провели еще один эксперимент, предложив участникам мысленно «пожить» в вымышленном обществе - чтобы абстрагироваться от привязки к реальному району проживания. Одной группе сообщили, что это вымышленное общество характеризуется высоким неравенством, а другой - что низким. Затем участники также отвечали на вопросы о своем восприятии контроля и этики. Выяснилось, что даже в вымышленном обществе, отличающемся высоким неравенством, люди ощущают более низкий уровень контроля над собственной жизнью и более толерантны к неэтичному поведению.
Наконец, авторы провели еще одно исследование, участники которого, помимо оценок неравенства в своем районе, собственного чувства контроля и отношения к неэтичному поведению, характеризовали наличие у них возможностей социальной мобильности (выражая степень согласия с такими утверждениями, как, например, «У меня есть много возможностей продвинуться в обществе»). Исследователи обнаружили, что участники, живущие, по их мнению, в районах с относительно более высоким неравенством, оценивают воспринимаемую социальную мобильность ниже. Это помогает объяснить, почему неравенство снижает чувство контроля, заключают авторы.
Чувство личного контроля над своей жизнью - это представление человека о том, в какой степени он сам определяет ход своей жизни, и это чувство зависит от того, какие возможности есть у человека, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. «Если человек думает, что общество неравноправно, но у него есть возможность двигаться вверх, то он все равно ощущает контроль. Но если вы не можете двигаться вверх, вы теряете чувство контроля», - объясняет Марьям Кучаки, один из авторов исследования.
В целом его результаты помогают ответить на вопрос, почему в регионах со значительным экономическим неравенством
выше уровень преступности, а также, например, почему в США студенты
чаще списывают в штатах с относительно более высоким неравенством, добавляет Кучаки.
Размеры неравенства
Доходное и имущественное неравенство сейчас довольно велико, показывают(
https://wir2022.wid.world/executive-summary/) данные глобальной базы данных по неравенству: по состоянию на 2022 г. 10% самых богатых жителей мира получают 52% мирового дохода и владеют 76% мирового богатства, тогда как на беднейшие 50% населения приходится только 8,5% мирового дохода и лишь 2% глобальных активов. За последние несколько десятилетий межстрановое неравенство уменьшилось: разрыв между средними доходами 10% самых богатых стран и средними доходами 50% самых бедных стран сократился с 53 раз в 1980 г. до 38 в 2020 г. В то же время внутристрановое неравенство возросло: разрыв между средними доходами 10% самых богатых и 50% самых бедных внутри стран в среднем увеличился почти вдвое, с 8,5 раза до 15.
Контроль и этика
Способность контролировать собственную жизнь и восприятие этических норм тесно связаны. Согласно
теории атрибуции психолога Фрица Хайдера, поступки человека можно объяснить внутренними причинами (личными качествами, характером и т.д.) и внешним контекстом (ситуацией, в которой человек находится). Неэтичное поведение считается менее приемлемым, если оно вызвано волеизъявлением самого человека, а не внешними причинами.
Но относительный акцент на внутренних и внешних причинах поведения других людей меняется в том числе от восприятия собственных экономических ресурсов. Так, люди, ощущающие свой социально-экономический статус как низкий, более склонны объяснять свои социальные и личные результаты внешними причинами. Тогда как люди с более высоким субъективным социально-экономическим статусом склонны связывать свое положение со своими внутренними характеристиками. И эта связь объясняется чувством личного контроля.
Ощущение контроля над своей жизнью
также усиливает моральные суждения человека о действиях других. Люди при оценке поведения другого человека склонны выносить суждения не только на основе своего восприятия, но и руководствуясь личным опытом. Таким образом, ощущение личного контроля становится дополнительной информацией для человека в процессе моральной оценки поступков других людей. В результате те, кому не хватает собственного чувства контроля, демонстрируют менее интенсивные реакции на неэтичное поведение, такое как воровство, мошенничество и ложь, то есть нечестность для них становится более приемлемой. В условиях высокого неравенства люди теряют ощущение контроля и с большей вероятностью готовы вести себя неэтично.
Экономическое неравенство может подорвать фундаментальный элемент нормально функционирующего общества - осуждение неэтичного поведения, заключают Кучаки и ее соавторы. Неравенство меняет общее представление людей об этических нормах, и чем выше неравенство, тем терпимее люди относятся к неэтичному поведению. Если неэтичное поведение становится все более приемлемым и распространенным, люди
перестают доверять друг другу и не могут успешно взаимодействовать.
21 июня 2024 | Ирина Рябова Эконс
Материалы, публикуемые на сайте Econs.online, не выражают позицию Банка России.