Новости Ресурсии: Всё стабильно

Jun 10, 2024 22:24

Потери «Газпрома» от падения цен на газ в Европе можно косвенно оценить по динамике поступлений в бюджет по экспортной пошлине на газ: по итогам первых пяти месяцев 2024 г. их объем сократился на 4% в сравнении с аналогичным периодом 2023 г. (до 202,2 млрд руб.), согласно данным Минфина.




Для сравнения: экспорт «Газпрома» в страны ЕС - с учетом транзитных поставок в Сербию и Северную Македонию - в период с декабря 2022 г. по апрель 2023 г. составил 73 млн кубических метров в сутки, а за аналогичный период 2023-2024 гг. - 99 млн куб. м/сут., согласно данным ENTSOG.

Тем самым прирост физических поставок газа в страны ЕС - на 34% - не смог компенсировать потерь от снижения цен на европейском рынке.

*Данные по поставкам газа в ЕС приведены с месячным «отставанием» из-за лага между фактическим экспортом и отчислениями «Газпрома» по экспортной пошлине.

Родионов
Jun 10 at 17:00


*
Согласно последним доступным данным Росстата, производство автомобильного бензина в России на неделе с 13 по 19 мая 2024 г. сократилось на 18% в сравнении с уровнем 19 по 25 февраля 2024 г., достигнув 106 тыс. тонн в сутки. Для сравнения: потребление автобензина в РФ в «докризисном» 2021 г. составляло 100 тыс. тонн в сутки, согласно данным ЦДУ ТЭК.

Тем самым выпуск бензина находится вблизи уровня конечного спроса, который практически вернулся на докризисный уровень: например, продаж продажи новых легковых автомобилей в последние месяцы составляют 120-130 тыс. единиц в месяц, хотя на пике кризиса их объем находился на отметке в 30-40 тыс. единиц в месяц (данные Автостата). В этих условиях легализация экспорта чревата риском дефицита на внутреннем рынке.

Впрочем, регуляторы находятся в ситуации, когда любое решение заведомо будет неоптимальным. Участники рынка не могут никак воздействовать на риски ущерба для инфраструктуры НПЗ, при этом долговременный запрет на экспорт создает стимулы для сокращения производства. Наконец, ни регуляторы, ни компании ничего не могут сделать с ограничениями на ввоз оборудование для российских НПЗ из США, Японии и стран ЕС.

Ситуация напоминает конец 1991 г., когда для решения продовольственного кризиса нужно было либерализовать цены, но при этом для снижения инфляционных рисков нужно было предварительно взять денежное обращение под контроль, на что требовалось полгода, которых у российских властей тогда не было. В итоге цены были либерализованы в январе 1992 г., когда у России не было возможности контролировать импорт инфляции из бывших союзных республик, что стало одним из факторов высокой инфляции на старте рыночных реформ.

Полная версия моего комментария для «Ведомостей»
Новак допустил продление разрешения на экспорт бензина из России
(https://www.vedomosti.ru/business/articles/2024/06/09/1042530-novak-dopustil-prodlenie-razresheniya)

Родионов
Jun 10 at 08:57


ЖизньНалаживается, ГазпромЗ, Новости Ресурсии: Всё стабильно, Хроника Мутного Времени, Стабилизец

Previous post Next post
Up