Производство бензина в годовом выражении сокращается второй месяц подряд: если в январе 2024 г. выпуск автобензина увеличился на 0,1% в сравнении с аналогичным периодом 2023 г., а в феврале 2024 г. - на 4,4%, то в марте 2024 г. выпуск сократился на 7,9%, а в апреле 2024 г. - на 2,9%, согласно данным Росстата.
Сокращается и производство дизельного топлива (ДТ): в январе 2024 г. выпуск ДТ снизился на 2,2% в сравнении с аналогичным периодом 2023 г., а в марте и апреле 2024 г. - на 5,7% и 5,6% соответственно. Февраль 2024 г. был единственным из первых четырех месяцев года, по итогам которого был зафиксирован прирост производства ДТ - на 1,7% (год к году).
Данные Росстата косвенно свидетельствуют о возросшем ущербе инфраструктуре НПЗ, который сложно восполнить из-за санкций на поставку оборудования для нефтепереработки.
Родионов *
На графике - добыча нефти в России, Саудовской Аравии и США в 2020-2024 гг., без учета газового конденсата и прочих жидких углеводородов.
По данным Управления энергетической информации (EIA), добыча нефти в США в апреле 2024 г. достигла 13,1 млн баррелей в сутки (б/с), превысив доковидный уровень (12,9 млн б/с в январе 2020 г. и 13,0 млн б/с в ноябре 2019 г.).
В России и Саудовской Аравии промежуточный максимум добычи пришелся на апрель 2020 г., когда старая сделка ОПЕК+ уже развалилась, а новая еще не вступила в силу: по оценке EIA, добыча нефти в РФ в апреле 2020 г. достигла 10,5 млн б/с (без учета газового конденсата и прочих жидких углеводородов), а в Саудовской Аравии - 11,6 млн б/с.
К апрелю 2024 г. добыча нефти в РФ сократилась до 9,3 млн б/с, а в Саудовской Аравии - до 9,25 млн б/с. Ключевую роль сыграла новая сделка ОПЕК+, которая особенно чувствительна для России. С учетом различий в структуре скважинного фонда, восстановление добычи в РФ займет гораздо более длительный срок, чем в Саудовской Аравии.
Родионов *
Какие потери будут у российского нефтегазового сектора от западных санкций?
Потерями признаются дисконт на российский сорт нефти Urals, рост расходов на поставки нефти и нефтепродуктов, потеря значительной части рынков зарубежья для российского газа, и т.д.
Эти оценки приводит экономист Павел Жуков из Финансового университета при правительстве РФ («Финансовый журнал», №6, 2023):
«Общие потери России из-за эмбарго (по оценкам МЭА) составят около $1 трлн к 2030 г., а доля России на мировом энергетическом рынке, предположительно, сократится с 20 до 13%. Сегодня главная проблема - значительный рост расходов бюджета и одновременно снижение его доходов (а значит, увеличение бюджетного дефицита). Даже очень консервативный прогноз Минфина России на 2023-2025 гг. предполагает постоянное снижение доходов федерального бюджета в отношении к ВВП начиная с 2023 г. После увеличения доходов бюджета до 19% ВВП в 2022 г. последует их снижение до 17,4% ВВП в 2023 г., до 17,1% ВВП в 2024 г. и до 16,4% ВВП в 2025 г. При этом основная часть снижения приходится на нефтегазовые доходы (что естественно в условиях санкций) - с 8% ВВП в 2022 г. до 5% ВВП в 2025 г.»
Какие пути борьбы с бюджетным дефицитом в России? Павел Жуков рассматривает три варианта, и два из них отбрасывает - это наращивание госдолга и траты из ФНБ. Остаётся только третий путь - налоговая реформа (статья писалась минимум за полгода до нынешней налоговой реформы). И внутри неё есть механизм, который использовался в Третьем Рейхе. Жуков описывает его:
«Возможен также смешанный путь - чрезвычайные займы у корпораций их свободных средств под низкий процент на длительный срок. В этом случае банки, по-видимому, должны, в свою очередь, также получить возможность рефинансирования со стороны Центрального банка, например путем операций типа РЕПО с этими бумагами. Подобные методы исторически применялись при необходимости финансировать значительные объёмы военных расходов (например, в Германии в 1934 году гениальный финансист доктор Шахт придумал векселя типа МЕФО), однако их применение должно быть очень ограниченным и контролируемым, чтобы не вызвать инфляции».
Proeconomics