хотя бы раз в год надо читать полезные книги, и читать по-правильному, а не бегло пролистывая
в 2023 году для меня такой книгой стал "Апокриф продаж" Эдуарда Колотухина
eduardk,
хотя бы потому, что почти с момента моего прихода в ЖЖ, я читаю его соображения о продажах, покупках, клиентах.
....
Апо́криф
от др.-греч. ἀπό-κρῠφος -
«скрытый, сокровенный, тайный» ← ἀπο- - «приставка со
значением прошлого» и κρύφος, κρυφός, κρυπτός -
«скрытый») - произведение религиозной литературы (иудейской и
христианской), преимущественно посвящённое событиям и лицам Священной (ветхо- и
новозаветной) и церковной истории, не включённое в канон Церковью (wiki)
Апо́криф -
литературное произведение, созданное на основе другого. Представляет собой
новый взгляд на мир, описанный в оригинальном произведении. (wiki)
Апокриф
- произведение с библейским сюжетом, содержащее отступление от официального
вероучения и потому отвергаемое церковью, не включённое в библейский канон
(где-то в интернете)
Рецензия сложный жанр.
Ведь для того, чтобы разобрать предложенный материал, необходимо в первую очередь разобраться с собой. А для этого необходимо ответить на вопрос: «Кто я в момент освоения этого материала?». Только в этом случае можно извлечь пользу и для себя, и для читателя рецензии.
Поскольку я не занимаюсь продажами, то поиск ответа на этот вопрос был не так прост. Для себя я решил, что буду смотреть на материал с позиции: Наблюдателя и Методиста.
Вначале я сосредоточился на слове «продажа», и здесь сразу мне стало неудобно, так как автор явно с первых слов расширяет рамку, и включает в своё поле внимания и «покупку», и «взаимоотношения с клиентом», и «пользу» и много других вопросов. Эдакий распространенный
приём подачи своё точки зрения, когда автор создает фантомный «обычный продукт», и сравнивает свой особенный с этим несуществующим, непримечательным, наделенным всеми лишними и негативными свойствами. И конечно же реальный продукт легко выигрывает по всем статьям у фантомного. А на самом деле никакого понимания не происходит.
Однако по мере чтения, я понял, что акцент надо делать на «апокрифе», то есть неканоническом, своеобразном трактовании изучаемого явления. И в этот момент всё стало на свои места.
Как Наблюдателю мне было интересно видеть преломление огромного объема самой разной информации о продажах, продвижении, маркетинге, поведении потребителя, пользовательском опыте и множестве других вещах.
Редкий случай, когда видишь «сапожника в сапогах».
Компания ГарнаСпорт, которую возглавляет автор, реально работает, доставляя своим клиентам именно то, что заявляется в книге.
В этом смысле самые интересные последние главы, где, собственно, разбирается опыт компании, и демонстрируется способ, который делает её успешной на рынке. Однако, не прочитав первые главы, этот опыт не может быть перенят, так как выглядит, как и у многих успешных компаний, каким-то казусом, случайным успехом, а не длинной, системной работой над каждым элементом взаимоотношений с покупателем.
Как Методисту мне было сильно сложнее, ведь собственный опыт, собственные представления ужасно сопротивлялись принятию другого взгляда на жизнь, другого материала. Но как раз эта «коммуникация» своего мнения и чужого, позволили сделать несколько размышлений.
Во-первых, как человеку, который более 20 лет смотрит на ситуацию взаимодействия двух агентов с точки зрения взаимного обмена ценностями, разбор от продажи, сразу казался странным, устаревшим. Вот примерно схема, которой мы руководствуемся.
Тут для меня стало важным, что то, что очевидно в твоём кругу, далеко не очевидно всем вокруг. И снова, и снова необходимо разбирать, что же такое продажа, покупка, сделка, поставляемая и потребляемая ценность.
Во-вторых, я и сам люблю копаться в значении и смысле слов. В одной из российских философских школ (СМД) работа с понятием, распредмечивание и опредмечивание, является основным способом работы. Автор уделяет в первых главах много внимания языку, попытке выявить суть что такого «продажа». Внимательный читатель заметит, что в конце книги автор делает смысловую петлю, и вновь предлагает читателю вернуться к осмыслению слов, которыми пользуется для описания взаимоотношений с клиентами.
В-третьих, вызывало недоумение к чему и зачем автору такое количество материала? Да еще такого разного, противоречивого, не укладывающегося ни в какую стройную конструкцию. То есть ты наглядно на примере работающей компании видишь, как это всё работает. Но недоумение от фарша теорий, подходов и концепций не оставляет. Что из этого является разделяемым автором, что приведено как обзор и для противопоставления со своей позицией, не всегда понятно. От этого от обилия материала иногда сбивается главная нить повествования. Как Методист, я бы иначе структурировал подачу, сделал бы внутри навигацию, и помогал читателю продвигаться от вывода к выводу.
В заключении, предположу, что книга не для «продавцов», а для руководителей компаний. И конечно же не для копирования, а для сборки своего способа участия в круговороте поставляемых и потребляемых ценностей.
...
публикуется с одобрения автора :)