Вокруг нас всё больше самых разных вопросов обсуждается и проектируется через групповую работу.
При этом последние полгода мы очень часто используем такой способ как "СТАНЦИИ", а вот записать как и что мы с этим делаем как-то никак не доходили руки.
Строго говоря это не новый инструмент и не нами придуман. Но, во-первых, не нашел его толкового описания, а, во-вторых, мы сами активно наращиваем этот метод, модернизируя и совершенствуя под самые разные задачи.
Суть инструмента в том, что объект, с которым происходит работа в группе, разбивается на несколько составных частей, и для проработки каждой части организуется "станция", а их совокупность становится маршрутом, которую группа должна пройти. Сам объект при этом рассматривается с разных сторон и участники получают о нем более полное и глубокое представление или лучше и уверенее присваивают новый навык.
Где применять
- тренинги, связанные с освованием навыков или получением значительного объема методического материала (и вообще обучение)
- игрофикация любой деятельности (например: конференций, адптации персонала, выход нового сотрудника на работу и т.п.)
- командообразование
- проектирование новых объектов (например: вывод продукта на рынок, проработка стратегии и т.д.)
- оценка персонала
На собственном опыте мы вывели, что при организации станций необходимо закладывать следующие принципы:
- от станции к станции группа должна обязательно физически перемещаться
- идеально, если есть возможность организовать станции в принципиально разных пространствах, например, в помещении, и на улице (и/или изменяемых внешних условиях: свет, звук, запах и т.д.)
- станции должны чередоваться по видам активности
Пример 1: для тренинга на командность, взаимонимание и сплоченность мы разработали три станции: на физическую согласованность движений - гребля на корабле, на мышление и логику - стрельба из пушек, и на креатив и выработку совместных решений - создание артобъектов из предоставленных средств
Пример 2: для погружения в игру студентов-первокурсников мы сделали три станции: усвоение правил работы - причем эта станция была массовой (до 70 человек за раз) и предполагала двигательную активность; выработка навыка работы с будущим - группами по 5-7 человек и обсуждение; навыки ориентирования в коммуникации - мини-школа игры, театральные этюды
Пример 3: для методического тренинга мы сделали чередование на усвоение новых методик, на отработку регламентов взимодействий и на поиск границ применимости методик
- у станций обязательно должен быть лимит по времени и (желателен) дефицит ресурсов - это стимулирует группу на выход за рамки привычного и таким образом улучшает проработку задания станции
- максимум визуализации и сопровождающего материала (маршрутные листы - командные или индивидуальные; подробные инструкции в картинках/схемах в местах самих станций, шаблоны и бланки для заполнения результатов, которые группа получила в ходе работы на станции, аудио-видео при необходимости и т.д.)
- что-то материальное, что остается у участников в руках после прохождения станции (бейдж, стикер, флажок, карточка)
- упрощенный обмен результатами прохождения станций между подгруппами (например фиксация результатов своей работы прямо на месте станции, которые следующая подгруппа видит и может учитывать)
- наличие "рамок" коммуникации на каждой станции (и основная обязанность модератора разъяснить эти рамки и следить за их соблюдением)
- минимальное количество станций три
- максимальное время на станции полтора часа (но может быть и 10-15 минут, всё зависит от задачи)
Удобства
- малое число модераторов способно провести через обсуждение какого-либо вопроса значительное число участников (по простому - для тренера численность группы, которую он может вести без потери качества проработки вырастает вдвое и даже втрое)
- глубина проработки любого вопроса или отработки навыка возрастает в несколько раз, по сравнению с обычными тренингами (и тем более на порядки выше любого т.н. семинара-трансляции)
- все участники вовлечены в процесс и им некогда скучать и отвлекаться на вопросы не связанные с предметом работы
- это полный интерактив
Где станции не недо применять
- при обсуждении неструктурированных вопросов (здесь лучше вернуться с проверенному "мозговому штурму" или задействовать open space)
- когда тематика узка (например: разбирается всего один вопрос или на тренинге отрабатывается один навык)
Где противопоказано
- везде, где групповая работа не признается или лишь симулируется
- где у людей отсутствуют навыки коммуникации и рефлексии
UPD.
Вот минутное видео как люди работают на "станциях" (На каждой станции был плакат с методичкой и на столе лежали дополнительные материалы. У группы был с собой шаблон для заполнения)
UPD2. Из последней работы мы вывели следующие дополнения
- продолжительность станции максимум 15-20 минут
- группа не более 5-6 человек (да, да норму управляемости никто не отменял)
- между станциями должны быть двигательные активности, перерывы на отдых и место для чая/кофе (потому что больше чем час мозги у подавляющего большинства работать отказываются)
- движение по станциям неободимо дополнительно игрофицировать (поиск наибольшего числа чего-то, рейтинги, фишки)
Мы - это
Конструкторы сообществ практики.