Чтобы развивать дикцию - вам понадобится зеркало, не удивляйтесь! Нужно же воочию убедится, что губы и язык при произношении гласных звуков у нас занимают правильную позицию. "А какая же позиция правильная?" - спросите вы. Лингвисты и педагоги по технике речи это уже давным-давно установили, и написали по этому поводу не один трактат. Мы с вами воспользуемся методикой С.Т. Никольской из её книги "Техника речи".
Начнём с гласных звуков "И" - "Ы"
При произнесении звука [И] рот раскрыт на ширину мизинца, губы растянуты в стороны, язык плоский, кончик языка касается нижних зубов, средняя часть спинки языка максимально приподнята к нёбу; при произнесении звука [Ы] язык отодвигается назад больше, чем при [И].
В упражнении №1 для всех пар будем произносить перед зеркалом, сначала без голоса, несколько раз первый звук, потом - второй, и повторять это вслух.
Упражнение №2.
Произнесите медленно и отчетливо следующие слова:
-ива, ил, пир, пика, кит, лист, или, цирк;-тыл, сын, сыр, был, мыл, дым, бык, рыба.
Переходим к следующей паре гласных
"Э" - "Е"
При произнесении звука [Э] рот раскрывается на ширину большого пальца, видны кончики передних верхних и нижних зубов, язык лежит у нижних передних зубов, задняя и средняя часть языка приподнимаются вверх и вперед и касаются коренных зубов; гласная буква Е в русской речи произносится более длительно и более напряженно, чем звук [Э].
Делаем беззвучное упражнение №1
Упражнение № 2.
Произнесите медленно и отчетливо следующие слова:
эхо, этот, экстра, эпос, эра, экстренный;
ель, ел, енот, ехал, Елена, Ева.
Проверяем правильная ли позиция у нас, когда мы произносим гласный звук
"А" и его йотированного брата звук "Я"
При произнесении звука [А] рот раскрыт в вертикальном направлении настолько, что между зубами можно вставить два пальца, положенные один на другой. Язык лежит плоско, кончик языка не касается ниж-них передних зубов; при произнесении буквы Я [jA] кончик языка значительно более выдвинут вперед и упирается в нижние зубы.
Пробуем всё это сделать без звука.
Упражнение №2.
Произнесите медленно и четко следующие слова:
акт, атака, аист, Анна, мак, бал, рак, старт;
яма, яр, якорь, ягода, ясли, як, яд, ярость.
Аналогичные упражнения
делаем для гласных звуков "У"- "Ю" .При произнесении звука [У], губы округлены, вытягиваются вперед и сближаются в виде воронки, расстояние между зубами в один большой палец, язык несколько оттянут назад, корень языка опущен, спинка приподнята; при произнесении буквы Ю [jУ] передняя часть языка поднимается больше, чем при звуке [У].
Упражнение № 2.
Произнесите медленно и спокойно, не напрягая голоса, слова:
утро, уголь, ус, ум, узы, зуб, лук, суд, узкий, жук;
Юра, юла, юбка, юг, юноша, юнга, Юля, юродивый, юмор.
Ну и, наконец, гласные звуки "О"- "Ё"
При произнесении звука [О] губы выдвинуты вперед и имеют более округлую форму, чем при [У], язык несколько оттянут назад и не касается зубов, спинка языка поднята кверху; гласный Ё [jO] произносится с боль-шей длительностью и напряжением, чем [О].
Надеюсь, что вы помните, что сначала надо попробовать беззвучно, а потом
Упражнение №2.
Произнесите следующие слова:
осы, ось, окунь, окна, озеро, ослик, обруч;
ёлка, ёжик, ёмкость, ёрзать, ёкать.
Можно посмотреть
видео-иллюстрацию
Click to view
Таким образом, мы отработали линейку гласных звуков
"И Э А О У Ы" и йотированных "Е Я Ё Ю"
Упражнения по технике речи, может быть, и не самое весёлое из занятий, зато заниматься ими нужно всего 20 минут в день, более того, при этом можно ещё успеть что-нибудь приготовить, постирать или доехать на машине в другой район города. Как артикуляционная гимнастика, так и упражнения для гласных звуков скоротают вам время ожидания и помогут обзавестись новыми знакомыми, ведь не секрет, что люди любопытны.
Очень полезно проверять насколько вы продвинулись в развитии своей дикции, вступая в разговор, ведь качественное общение и есть ваша цель! Думаю, что вы догадались, что это и есть задание сегодняшнего дня. Очень хотелось бы узнать о результатах.