Веселый месяц май 1968 года

May 31, 2018 17:30





В этом году ровно 50 лет исполняется маю 1968 года. Это очень важный май в истории мировой контркультуры. Тот год вообще оказался очень показательным, многое определяющим и практически судьбоносным. Похоже, человечество не могло жить дальше так, как жило до этого, или не хотело.



Вспоминая 1968-й, прежде всего говорят о Париже. Хронологически он был первым, парижский май, но те студенческие бунты не получается назвать чем-то, кроме как праздником непослушания: словосочетание, изобретенное Сергеем Михалковым, оказалось стопроцентно подходящим к событиям той весны. Самое любопытное заключается в том, что куда более значимые революции второй половины XX века прошли до того. Весь порыв Парижа-1968 с легкостью укладывается в фильм Жан-Люка Годара «На последнем дыхании», снятый на восемь лет раньше. Если внимательно просмотреть более поздние картины Годара (вплоть до 1968-го), выяснится, что режиссер не фиксировал происходящее вокруг и даже не осмыслял - он создавал персонажей для майских событий, если не срежиссировал эти самые события.

image Click to view



Но был ведь уже рок-н-ролл, который бескровно захватил планету еще в конце 50-х и к 1966-му вышел на уровень искусства. Это было куда значимей перевернутых «ситроенов» в Латинском квартале и дадаистских лозунгов. При этом, как ни странно, миры молодежного бунта и бунта культурного практически не пересекались. Активность молодежи и энергетический заряд рок-н-ролла были разнонаправленными. Ближе всех к парижским бунтарям был Джим Моррисон из The Doors, но даже и у него, идеального персонажа праздника непослушания, не возникло мысли лететь на майские баррикады. Для Моррисона этот город был местом иных сражений - в нем жили и умирали Бодлер, Рембо, Верлен. Он и сам приедет туда чуть позже, чтобы умереть и лечь на кладбище Пер-Лашез.

image Click to view




The Doors на виниле в нашем каталоге


В Париже вместе с Моррисоном пускался в загулы его дружок Джими Хендрикс», великий гитарист Джими Хендрикс. Он раздвигал границы музыки в буквальном смысле руками; его революция происходила не на улице, а внутри. До внешней ему особого дела не было.

image Click to view




Jimi Hendrix на виниле в нашем каталоге


Даже The Beatles, чья песня Revolution явно совпадала со временем, пели так: «Ты говоришь, что хочешь революции, - да, мы все хотим изменить мир, но, если ты говоришь о разрушении, не зови меня с собой…». Это потом Леннон провозгласит «Власть - народу», станет петь про «героя рабочего класса», давать деньги стремным левакам и ходить на протестные мероприятия, но бросит все и предпочтет воспитание сына даже сочинению песен.

image Click to view




Весь ассортимент товаров с атрибутикой The Beatles в нашем каталоге


Весельчакам с парижских баррикад идеологически ближе были революционеры от академической музыки - от Джона Кейджа до Лючано Берио, например. Берио, кстати, именно в 68-м создал свою знаменитую Sinfonia (через букву «н»). Первая ее часть была написана на тексты антрополога и структуралиста Клода-Леви Стросса, вторая посвящена убитому в том же 68-м Мартину Лютеру Кингу - еще одной тогдашней иконе, а в третьей звучали тексты Джеймса Джойса, Сэмюэла Беккета и лозунги парижского мая. Но под Берио плясалось не очень. А без плясок какой карнавал?

image Click to view



Так повелось, что французы, даже самые прогрессивные, предпочитают свое. Была во Франции эпоха биг-бита, была и есть мощная школа экспериментального и арт-рока, но песенная культура родного языка куда сильнее. Свобода свободой, а «Марсельеза» и Sur le pont d’Avignon, песенки Мистингетт, Азнавура, Беко и Монтана звучали в окрестностях университета куда чаще, чем тот же продукт, но от Леннона и Маккартни, Ричардса и Джаггера, Моррисона и Хендрикса. Под франкофонию хорошо было плясать; поэтому, наверное, парижская революция и кончилась довольно быстро - на баррикадах не потанцуешь вдвоем, а именно в парных танцах французы сильней прочих.

image Click to view



После парижского мая был пражский август, когда в социалистическую Чехословакию вошли советские танки. В СССР на Красную площадь вышли протестовать семеро; их судьба известна. США продолжали воевать во Вьетнаме - и через неделю после Праги в Чикаго, во время конвента Демократической партии прошли массовые антивоенные выступления, которые разогнала полиция. Хиппи там были, рок-н-ролла не было. Он приехал в Париж к Новому году, как сюрприз, развлечение: три с половиной часа в студии канала ORTF длился своеобразный «Голубой огонек» с участием, помимо прочих, The Troggs, Aphrodite’s Child, Fleetwood Mac, The Small Faces, The Equals, Pink Floyd и The Who. Последние, кстати, год спустя, на Вудстоке еще жестче разграничат политическое и музыкальное пространства. Когда романтичный и вдохновенный лидер йиппи Эбби Хоффманн, увидев такое количество людей, решит, что самое время агитировать - и, выскочив на сцену во время выступления The Who, завопил в микрофон: «В то время как Джон Синклер гниет в тюрьме!» (Синклера, менеджера группы MC5, накануне замели с наркотиками) - гитарист The Who, англичанин до мозга костей Пит Тауншенд завопит: «Вали со сцены! Вали с моей сцены!», а потом огреет Эбби гитарой по голове. Американцы, кстати, были недовольны, им порыв Хоффманна импонировал, но The Who свою программу до конца доиграли. Такой вот эпизод.

image Click to view




Весь ассортимент товаров с атрибутикой The Who в нашем каталоге


…Праздники непослушания рано или поздно кончаются, а революция, дав толчок под задницу нескольким ярким персонажам, неизменно уступает место эволюции - с этим ничего не поделаешь. Как бы того кто ни желал, перманентной революцию сделать пока не удалось, и слава богу. Если вспомнить курс истории, то революции часто начинаются с лозунга «Здесь будут танцевать», но кончаются в лучшем случае гильотинами. Пряников всегда не хватает на всех, как пел Булат Окуджава.

Его первая пластинка вышла в Париже. В том самом 1968 году.

image Click to view



Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", май 2018 г. www.salonav.com

звук и музыка, музыкальные и кинообзоры, это интересно, музыка

Previous post Next post
Up