В конце февраля в открытом доступе появился документальный фильм The Art of Listening, который рассказывает о «путешествии» музыкального произведения от мастерской по созданию инструментов до обработки звука в студии и об искусстве слушать музыку.
Композиторы, музыканты, продюсеры и инженеры рассказали о своем опыте и понимании музыки, а мы решили порассуждать на тему ее восприятия и выяснить, что влияет на слушателей и что они должны делать, чтобы все усилия по созданию произведений не были пустой тратой сил и времени.
Живее всех живых
Некоторым людям больше нравятся живая музыка - каждый раз не похож на предыдущий, можно почувствовать себя участником процесса создания произведения и ощутить энергию музыкантов.
Мы уже писали
о том, что, например, для концертов электронной музыки исполнители готовят специальный материал, который нельзя услышать на студийных альбомах. Да и на любом живом выступлении всегда есть место импровизации.
Ученые проводили эксперимент, в ходе которого испытуемым было предложено присутствовать при живом исполнении классической музыки, а через десять недель в той же комнате прослушать запись того же выступления. Изучив электрокардиограммы и изменения сердечного пульса, ученые пришли к выводам, что живая музыка положительно влияет на физическое состояние человека, снижает уровень стресса и беспокойства. Меняется и восприятие: при прослушивании записи пульс не учащался на более быстрых отрывках классических произведений.
Но музыканты отмечают, что попасть на по-настоящему живое выступление сегодня можно очень редко: практически на всех концертах используются колонки и другая техника, а это значит, что именно то, как выставлен звук определяет впечатление от музыки. И прямо во время концерта
звукорежиссер проделывает огромную работу по контролю и настройке звука.
Кроме того, во время концерта на восприятие влияют и другие, посторонние факторы. Например, может быть слишком жарко или некомфортно из-за большого скопления людей. Поэтому у записи есть определенные преимущества: слушать ее можно в комфортной обстановке, именно тогда, когда вам этого хочется. И в этом вся ценность современной музыки - она начинает ассоциироваться с определенными жизненными моментами и становится своеобразным триггером памяти.
Музыка говорит
Канадский композитор, специализирующийся на саундтреках, Майкл Данна (Mychael Danna) считает, что не так важно, записана музыка или исполняется вживую, так как в любом случае она раскрывается в тот самый момент, когда ее слышат. Именно так она становится живой.
Похожего мнения придерживается и исполнитель электронной музыки Кристофер Уиллитс (Christopher Willits), который рассуждает о том, что музыкант создает определенное пространство, но каждый, кто туда приходит, меняет его. Музыка превращается в сознании слушателя во что-то совершенно новое. Но на этом процесс не заканчивается: люди делятся своими ощущениями и она продолжает жить.
Диалог между слушателем и исполнителем происходит тогда, когда они испытывают одинаковые эмоции от одной композиции, однако учеными было доказано, что на восприятие влияет также культурная принадлежность и настроение слушающего. И хотя музыка
передает эмоции, вызывает их и рассказывает свою
историю.
Густаво Сантаолалья (Gustavo Santaolalla), композитор и двукратный лауреат премий «Оскар», согласен с тем, что каждый, кто слушает музыку, добавляет в нее что-то свое, поэтому этот процесс очень важен в ее создании. Но запись содержит в себе и эмоции исполнителя, инженера, продюсера. Все эти люди вкладывают в произведения свою душу. (Подробнее о работе мастеринг-инженера можно почитать
тут).
В чем проблема
Портативность музыки - это одновременно и ее главное достоинство, и главный недостаток. Сегодня люди включают композиции, когда занимаются спортом или готовят, играют в видеоигры или оживленно беседуют. Музыка стала фоном для всего остального и люди разучились именно слышать. Раньше прослушивание любимых произведений превращалось в целый ритуал.
Сегодня же включить любую песню или мелодию можно одним кликом. Как правильно отметил звукорежиссер сведения Эндрю Шепс (Andrew Scheps) то, как люди слушают и воспринимают музыку, меняется с каждым поколением. Это не значит, что винил был лучше. Известный американский композитор Филип Гласс (Philip Glass) сказал, что главная проблема того, как люди слушают музыку, заключается в том, что они ее не слышат.
На самом деле этот процесс требует от слушателя больших усилий и активного участия. Тогда можно почувствовать, что 12-струнная акустическая гитара звучит не так, как семиструнная, в синтезаторах появляются новые звуки, а у барабанов есть тон.
Исследователи также отмечают, что более вдумчивое погружение способствует также более частому возникновению фриссона, или мурашек от музыки.
Мастеринг-инженер Алекс Детерк (Alex DeTurk) также верит в то, что слушатели должны «работать». На разных этапах создания качественной музыки, большое количество людей вкладывают частичку себя, а многие из них тратят всю свою жизнь на это. И получить весь спектр ощущений от прослушивания произведений искусства в наушниках где-нибудь в метро из сжатого файла вряд ли возможно.
Джон Сторик (John Storyk), инженер-акустик и сооснователь Walters-Storyk Design Group вообще считает, что музыкантам бывает обидно, когда они тратят время и деньги на продакшн, а потом их композиции проигрываются в неподходящих для этого условиях. По утверждению инженера Sony Шунсуке Шиоми, наушники высокого класса и аудиофайлы в высоком разрешении позволяют услышать даже микроскопические звуки, определяющие место, где была записана музыка.
В конечном счете речь идет не о том, что все должны покупать дорогие аудиосистемы. Как сказал Дэвид Чески (David Chesky), композитор и сооснователь сайта для скачивания музыки в высоком разрешении HDTracks, слушатель должен просто посвятить время тому, чтобы понять, что именно вложил в композицию музыкант. Тогда работа всей огромной индустрии будет не напрасна, а люди смогут получать гораздо большее удовольствие от прослушивания любимой музыки.