Цунами разниц разрушила high end. По следам статьи М. Кучеренко.

Feb 09, 2014 23:59



Письмо-статья Михаила Кучеренко о положении в такой отрасли аудио, как хаенд, не оставило меня равнодушным.

Очень искренний и осмысленный труд, что характеризует написавшего профессионалом "высокого конца". Обрисовав всю картину, автор взгрустнул, оказавшись под лавиной проблем и заблуждений как потребительского сообщества, собственно продавцов, так и самих производителей.


А вот не надо было идти на поводу у обывателя... Тупик, в котором находится сейчас данный сектор, закономерен. Попробуем разобраться, почему же так случилось, как к этому пришли и что необходимо сделать, чтобы исправить положение.
Основная причина конечно же, названа самим Кучеренко, это дилетантизм и профанация качественного аудио "высокого конца". Отказ от hi-fi- и профстандартов в виде точной эквализации и регуляции тембров с тонкомпенсацией привел хаенд к полному разгулу и шабашу на рынке кабельных монстров-уродцев, навязывающих и втюхивающих свои изделия . Безграмотные, изможждённые отсутствием звуковых тембральных специй, жалкие и несчастные в обретении своего "звучания" аудиофилы подцеплены этой змеевидной аудиоструктурой всерьёз и надолго, безуспешно пытаясь путём тупого перебора кабелей по стоимости подержанного автомобиля (иногда даже бизнес-класса) получить свой весьма сомнительный результат. Вакханалия продолжается уже не первый десяток лет. Выросло целое поколение потребителей-идиотов, выстраивающих целые теории о "звучании" проводочков. Что с чем и как именно, десятки названий фирм, перечисления комплектов, связок, охапок, пучков и снопов! Афуй полный, пять! Отняли перец и солонку, а взамен дали бриллиантовую пыль различной степени помола. Теперь жрите свой хаенд, который неспособен конкурировать с ранее выпущенной аппаратурой, причем не эпохи золотой эры 80-х, а даже середины прошлого века. Докатились...



Поиск снобами своего звучания, в рамках узких жанровых предпочтений, сделали их заложниками своего рода и способствовали фетишизации брендов, которые не преминули этим воспользоваться.

Практически полное отсутствие
вменяемой экспертизы
и эталонов звучания привело к появлению армии всевозможных гуру, твикеров, лже-экспертов, по совместительству являющихся торговыми представителями всего, вся и самих себя. Навязываемые ими представления и концепции разлагающе действуют на неокрепшие мозги неофитов, страдающих как первой стадией аудиофилии, так и последней. Если на первой стадии неофит является попугаем, тупо повторяющим мантры, то на последней терминальной он уже слушает одни и те же «тестовые» записи в составе постоянно изменяемой аудиосистемы, чутко улавливая апофенические закономерности. Пример подают известные Маэстро, вытворяющие «фокусы» и показывающие массу «необъяснимых» разниц от всевозможных "фантастических" влияний на компоненты в их трактах.



Между тем Михаил в 1996г уже публиковал статью с таким же названием, только что нашёл её и предлагаю вашему вниманию.
К выводам своего предисловия пришёл абсолютно самостоятельно, прочитал статью и был удивлён схожести наших мыслей.
Хай-энд был задуман как некий стандарт высокого уровня, лишая владельца возможности что-то поменять в звуке регулировкой ручками управления, а в результате нахлынувшая цунами разниц потопила благую идею, извлечённую из недр hi-fi...Лишить гурмана солонок со специями оказалось делом непростым, в результате хаенд уже давно с превосходным звучанием не связан никак.

Великая Аудиофильская Трагедия

Михаил Кучеренко



Мы уже упоминали о печальной статистике неудовлетворенности аудиофилов
звуком своих систем. В этой связи одна из задач, которую мы рассматривали
подробно, состоит в необходимости перенесения ответственности за конечный
результат (т.е. звук всей системы в целом) с покупателя на дилера (т.е.
специалиста). В этой статье мне бы хотелось рассмотреть возможности, которые
должен иметь дилер для того, чтобы с покупателем не случилась Великая
Аудиофильская Трагедия — полное отсутствие «звука».

Основное, чем должен вооружиться человек, начинающий жить с нуля в «звуке» -
это не только брать пример с товарища Дзержинского (т.е. расстреливать на месте
дилера, продавшего недоброкачественный совет), но и разрушить до основания
сложившуюся под влиянием специализированных журналов систему стереотипов,
а затем (я повторюсь) просто найти умных и образованных людей, работающих в
этой области.

В качестве одного из примеров порочных стеротипов я бы хотел упомянуть
проблему оптимизации системы и связанную с ней ситуацию с темброблоками.
Заранее прошу прощения за некоторую пространность изложения.



Итак, нас убеждают, что все электронные устройства должны быть
«нейтральными». С этим у меня нет никаких проблем. Однако по поводу источника
программ (т.е. записей) и по поводу акустических систем таких утверждений
практически не слышно. Более того, если рассматривать, например, ламповые
усилители, то в силу их высокого выходного сопротивления при подключении к
ним реальной нагрузки их равномерная частотная характеристика (полученная при
использовании, как правило, активного эквивалента нагрузки) перестает быть
таковой и в экстремальных случаях (например, в однотактных ламповых
усилителях) может иметь отклонения от прямолинейной, величина которых
достигает нескольких дБ. Вопросы согласования электронных компонентов никак
не регламентированы. Поэтому даже при относительно благоприятных условиях и
особенно использовании компонентов от разных производителей ни о какой
«нейтральности» суммы «нейтральных» слагаемых не может быть и речи.



Об акустических системах и их взаимодействии с помещением можно говорить
долго и нудно, но важно одно: нейтральных акустических систем не бывает, также
как не бывает нейтральных скрипок, нейтральных гитар, нейтральных концертных
залов и т.д. Вообще-то говоря, меня лично понятие «нейтральности» абсолютно не
интересует. Для меня это понятие оторвано от реальности, а утверждения
большинства производителей о нейтральном звуке выглядят по меньшей мере
смешно. По большому счету эксплуатация западными производителями
малоинформированного покупателя осуществляется в соответствии с теми же
моделями, которыми пользуются их заклятые враги — большие фирмы из Юго-Восточной Азии.

Теперь о записях. Опять же о каких нейтральных записях может идти речь? Кто
возьмется сформулировать подобное определение? Думаю, что никто. Таким
образом, повторяясь, могу констатировать: «правильные» или «нейтральные»
компоненты — это полдела. Только настройка системы, как и настройка
музыкального инструмента, может позволить нам, наконец, воспроизводить
музыку. Какие способы настройки систем есть в нашем распоряжении? Как ни
странно, практически никаких — и в этом я вижу истоки Великой Аудиофильной
Трагедии.



Если рассмотреть три основные составляющие работы аудиосистем: акустическую,
электронную и электро-механическую (я намеренно оставляю суеверный аспект за
пределами нашего рассмотрения и на совести производителей всякого рода audio-
placebos (Plasebo — термин, используемый в медицине для наименования имитации
лекарственных препаратов, когда пациент глотает глюконат кальция, а его
убеждают, что на нем испытывается новое чудотворное лекарство. Что интересно,
на уровне такого убеждения можно получить неплохие клинические результаты,
особенно у тех больных, которые легко поддаются внушению и гипнозу).

Итак, акустический аспект. Мы можем, в основном, только изменять место
расположения акустических систем и каким-то образом провести акустическую
подготовку помещения. Исходя из своего практического опыта дилера могу
сказать, что возможности разместить акустические системы «по-человечески» чаще
всего отсутствуют или в лучшем случае очень ограничены. Опять же, основываясь
на более, чем трехлетнем опыте работы нашего магазина, могу сказать, что за это
время мы профессионально обработали одно, подчеркиваю — только ОДНО
помещение, а укомплектовали и продали многие сотни систем.



Электро-механический аспект. С его учетом можно влиять на качество звучания с
помощью специальных демпферов, стоек, переизлучателей и т.д., которые
используются чаще, но опять же в нескольких процентах систем, с которыми мы
имели дело.

И, наконец, электронный аспект. Он заключается в различных способах
оптимизации электронных компонентов, согласовании усилителей и акустических
систем (хотя здесь присутствуют все три аспекта, мы этот случай отнесли к
электронике), использовании темброблоков и, наконец, в пресловутом подборе
кабелей.

Последние способы оптимизации трактов, особенно гипертрофированное внимание
к подбору кабелей, используются наиболее часто, кроме применения эквалайзеров,
на котором я еще остановлюсь. В подавляющем большинстве случаев именно
кабели являются единственным реальным способом влияния на качество звучания
аудиосистемы.


Мне кажется это абсурдным по нескольким причинам. Во-первых, влияние кабелей
на звук системы существенно меньше, чем это, как правило, требуется. При
типичном случае рассогласования системы (да, да, именно не согласования, а
рассогласования) часто приходится говорить о серьезном изменении результата.
Кабели же, будучи пассивным компонентом, такой возможности влияния на звук
активной системы не предоставляют. Во-вторых, не зря фирма AUDIOQUEST в
своих рекламных материалах сравнивает кабели со стеклом: стекло на экране
должно быть максимально прозрачным (этим и отличаются дорогие кабели от
дешевых), но оно не может повлиять на другие качественные показатели работы
телевизора (разрешающую способность, цветопередачу, отсутствие помех и т.д.).



Кабелям же в аудиосистемах приписываются такие мистические свойства, как
улучшение разрешения активных компонентов, улучшение соотношения
сигнал/шум, исправление тембрального баланса и т.д. Конечно, если стекло
грязное, все параметры изображения на экране телевизора будут хуже, но нельзя
же ставить все с ног на голову и настраивать сведение лучей путем протирания
пыли с поверхности телевизионного экрана. У меня же складывается впечатление,
что благодаря усилиям фирм-производителей (как кабелей, так и остальных
компонентов) мир HIGH END'a стоит на голове уже много лет. Во всяком случае из
моего опыта следует, что только с помощью подбора кабелей избежать печального
результата невозможно.



Я подхожу вплотную к той относительной панацее, которая существует в каждом
тривиальном неаудиофильском усилителе и практически отсутствует в HIGH END
AUDIO, а именно к эквалайзерам и темброблокам. Мне кажется не случайным, что
насколько мне известно, только две фирмы выпускают серийные темброблоки:
Manley Audio Labs и Cello. He случайным потому, что именно эти две фирмы
уникальны тем, что выпускают компоненты не только для воспроизведения звука,
но и для его записи — от микрофонов до акустических систем. Зная о музыке не
понаслышке (хорошее выражение, не правда ли?) и имея опыт работы в студии,
Дэвид Мэнли и Марк Левинсон переносили методы оптимизации звучания и
способы настройки трактов из студий в бытовые системы.



И, кстати, если каким-то инженерам позволено крутить ручки в студии, почему нам, аудиофилам, запрещено
это делать в наших системах?! Например, всем известно, что большинство
акустических систем в студиях, являясь активными, имеют электронные
регуляторы тембральной настройки. Когда в мае-июне этого года я побывал на
выставке Hi-Fi'96 в Нью-Йорке, то обратил внимание, что сотрудник фирмы
звукозаписи POPE MUSIC (связанной с CELLO ELECTRONICS, Ltd) при
демонстрации мастер-лент с несколькими фрагментами, сведенными на этом же
комплекте электроники и акустики, устанавливал регуляторы на эквалайзере
CELLO AUDIO PALETTE отдельно для каждой фонограммы.



На мой вопрос,
почему для записи, сведенной практически в тех же условиях, требуется
дополнительная тембральная коррекция и что же тогда делать тысячам
покупателей этих записей, у которых такой возможности нет, какого-либо
вразумительного ответа я не услышал. Я же считаю, что, видимо, при
воспроизведении записей музыкальных произведений разных жанров для
получения максимального эффекта система должна перенастраиваться. Наиболее
эффективным способом такой перенастройки, является, в частности,
реэквализация.



Никто не призывает по несколько часов перенастраивать систему перед
прослушиванием пятиминутной записи. Здесь приходит на память следующая
аналогия: если вы покажете резкую фотографию на улице нескольким прохожим,
то не надо быть профессиональным фотографом, чтобы определить резкая она или
нет. Можно спорить о цветопередаче, композиции кадра и т.д. Также должно быть
и в звуке. При правильной настройке система будет музыкальной и для опытного
человека, и для любителя музыки, случайно зашедшего «на огонек». Однако
наиболее часто встречается обратное: при полном отсутствии согласования
компонентов аудиосистемы пытаются определить разницу в качестве кабелей (по
аналогии с фотографией — если при абсолютно нерезком снимке попытаться
определить тип используемого объектива. Какая в этом разница?).



Второй серьезный аргумент в пользу использования темброблока — это его
необходимость (ха-ха...). Людям, связанным со звукозаписью, известно, что перед
выпуском фонограммы ее звучание оценивают при воспроизведении на некой
«усредненной», типичной стерео-системе. Для рок- и поп- музыки (да, наверное, и
классики) это будет японский ресивер с, прямо скажем, убогими акустическими
системами. Я не знаю ни одного владельца ресивера (далекого от HIGH END'a), у
которого был бы темброблок или эквалайзер и при этом верх и бас не были бы
задраны до упора. Оптимизируя записи на таких «эталонных» системах, бас и верх
заваливают, чтобы в автомобиле у Вас из ушей не пошла кровь. В результате этого
на «нейтральной» системе Вы не услышите ни того, ни другого. Вот почему нет
звука у многих аудиофилов.



Относительно эквалайзеров я бы соотносил недостатки от превнесения
дополнительных устройств в систему с достоинствами, полученными от их
правильного использования. Чем их меньше, тем, конечно, лучше — за
исключением необходимых устройств, а как вы уже поняли, я считаю эквалайзеры
такими же необходимыми для системы устройствами, как и усилители.

Что касается рок- и поп- музыки, тут их применение необходимо. Для других
случаев (классики и т.д.) правильность настройки системы в целом допустимо
принести в жертву «музыкальному разрешению». В качестве вывода из всего
сказанного следует признать, как минимум, необходимость существования такого
компонента, являющегося составной частью системы, что противоречит
сложившимся представлениям в HIGH END AUDIO.



Складывается пародоксальная ситуация: «Что сначала — курица или яйцо?»
Производители высококачественной аудиоаппаратуры не выпускают эквалайзеры,
напирая на «нейтральность» своей продукции и опасаясь, что неправильное их
использование может испортить звучание (думаю, что концепция «нейтральности»
для них важнее, так как это то, что поверхностно и в доступной форме отделяет их
от «ширпотреба» со всеми этими кнопками, эквалайзерами и т.п.). Покупатель же,
сохраняя искаженное представление о компановке систем, продолжает тратить
деньги на кабели, эбонитовые диски, шелковые манжеты, конуса и прочие
второстепенные «примочки».

Чтобы не быть голословным, приведу кроме уже упомянутых MONLEY и CELLO
еще пару примеров удачных изделий. Во-первых, А&Т Trade продает очень
неплохие 4-х полосные параметрические ламповые эквалайзеры английской фирмы
TL AUDIO (от $1000 до $2000). Вместе с сотрудником этой фирмы Алексеем
Жадановым я имел возможность прослушать их у нас в магазине и надо сказать,
что они оставили у меня очень хорошее впечатление. В режиме BYPASS, т.е. при
всех отключенных фильтрах, отличие от «аудиофильных» предусилителей AUDIO
RESERCH LS 7 ($1719) и MONLEY «PURIST» ($1400) было меньше, чем разница
этих предусилителей между собой. При включении же фильтров и тщательной их
настройке звучание системы существенно улучшалось за счет компенсации
акустики помещения, компенсации рассогласования компонентов и компенсации
недостатков источника (т.е. фонограмм).


Другой пример. Эквалайзеры американской фирмы AUDIO CONTROL. В отличие
от TL AUDIO эти эквалайзеры — графические. Попытки этой фирмы максимально
реализовать преимущества таких эквалайзеров (в частности, у них добротность
контура не изменяется в зависимости от положения регулятора) привели к
неплохому результату. При относительно умеренной стоимости (от $255 до $1500)
их продукция адресована, в основном, любителям «несерьезной» музыки. Но ведь
мы такие и есть, не правда ли?

Я не останавливаюсь на еще одном варианте оптимизации звуковоспроизводящего
тракта — многоканальной активной системе. Может быть это будет темой для
следующей статьи. Замечу лишь, что более качественные системы отличаются от
менее качественных тем, что обладают возможностями для их настройки (как и
более дорогие кассетные деки отличаются от дешевых не только более высоким
качеством записи и воспроизведения, но и большей универсальностью
эксплуатационных режимов). Кроме более эффективной работы усилителей и
отсутствия пассивных фильтров, основное отличие активных систем от пассивных
заключается в гибкости их настройки.

Итак, как Вы убедились, избежать неприятностей возможно даже в такой
«замороченной» области, как HIGH END AUDIO. Надеюсь, я все же вселил в Вас
надежду, что все не так плохо, как Вы думаете (я имею в виду звучание вашей
аудиосистемы — ха-ха...). Из каждого тупика должен быть выход.

В следующий раз, когда Вы придете в аудио-салон, надеюсь Вы уже не будете
выглядеть, как выжатый лимон, что дает и нам некоторые шансы (выжать с Вас
еще одну маленькую, но зато последнюю зеленую капельку за эквалайзер или за
акустическую обработку помещения или за что-нибудь еще дельное).

Журнал «Class A» N12 1996 г.

отсюда

Статья с моим предисловием была выложена на оверклокерс.ру и некоторые комменты откровенно порадовали

0Т03, Кучеренко, imho

Previous post Next post
Up