Originally posted by
kartetz at
Когда же мы обнимемся, или кадры из фильма "за стеклом война"от Леди Ди.
ЗА СТЕКЛОМ
… Заперся я в кабинке, вытащил флягу, отвинтил крышечку и присосался
к ней, как клоп. Сижу на лавочке, в коленках пусто, в голове пусто, в душе
пусто, знай себе глотаю крепкое, как воду. Живой. Отпустила Зона.
Отпустила, поганка. Подлая. Живой…
(Стругацкие «Пикник на обочине»)
… - Вот вы говорите - война, война… А для нас это шоу «За стеклом». Нет, ну правда, что может знать обычный украинец о том, что происходит на востоке? Только то, что покажут по телевизору. А телевизор, увы, даёт репортажи в стиле шоу. Шоу «За стеклом»…
(из беседы с обычным украинцем)
- Скажите, а вам не страшно ездить в Зону? Вы же не военные, вы просто женщины…
- Страшно…
(из разговора с журналистом)
… рейс обещал быть лёгким.
Скопилось много заявок на продукты - и продукты нашлись.
Продуктов было ровно как для Вжика - плюс пару генераторов и бухты проводов для Авдеевки.
Авдеевка сама по себе нестрашна, страшны обстрелы. И не верьте тем, ̶к̶т̶о̶ ̶п̶у̶г̶а̶е̶т̶ ̶в̶а̶с̶ ̶п̶л̶о̶х̶о̶й̶ ̶п̶о̶г̶о̶д̶о̶й̶ ̶в̶ ̶Ш̶в̶е̶й̶ц̶а̶р̶и̶и̶ ̶-̶ ̶з̶д̶е̶с̶ь̶ ̶о̶ч̶е̶н̶ь̶ ̶с̶у̶х̶о̶ ̶и̶ ̶т̶е̶п̶л̶о̶ говорит, что не боится обстрелов.
Обстрелы в Авдеевке не всегда, а время от времени. Так что не верьте тем… ах да, я уже говорила.
- А, это вы! - говорят парни, заглянув в салон.
Улыбки после «А, это вы!» неистребимы. Это потому что они помнят первую встречу.
Первая встреча смялась. У нас спросили, куда едем, а мы не знали номер батальона. Знали только фамилию получателя.
Пока мы просили разрешения позвонить, пока звонили, узнавая, что батальон вышел на ротацию - проверяльщики хмурились.
А когда мы сказали:
- Ах нет, его уже здесь нет! Ну, мы поехали назад. - и начали разворачиваться,
проверяльщики сдёрнули автоматы, передёрнули автоматы, и указали нам наше место автоматами же.
Наше место было на обочине - естественно, под автоматами.
- Досада. - подумала я, начала лихорадочно вспоминать, кому звонить, и велела экипажу вести себя тихими мышками, по той причине, что сами себе дятлы.
Подскочили ещё двое, сунулись головами в салон, сурово повели очами и:
- А я знаю цю женшину! - обрадованно закричал один.
Второй влез в салон по плечи и ещё громче прокричал:
- О, і я знаю цю женшину!
Я осмотрела моих предполагаемых знакомцев, вгляделась в их пыльные загорелые лица - и не узнала. Но на всякий случай приосанилась.
- Та ми ж цеє… Та ви ж у нас були… В аеропорту ж! Там з вами був ще Дід Мороз!
- Ведмедики мої. - я прошептала.
Экипаж ничего не понимал, но на всякий случай сделал умные лица.
- Та це наші, це свої! - кричали двое строгим проверяльщикам.
Проверяльщикам повторять не надо было - они уже сами улыбались.
- Ей-Богу, обниму. Не могу я так уехать! - заявила я и выскочила из машины.
Когда я переобнимала все разгрузки, рожки, броники, подсумки и рации, неустанно жалуясь, как неудобно обнимать мне мальчиков в экипировке - нам подобрали сопровождение, пообещав, что когда я буду ехать назад, они все снимут экипировку, и мы обнимемся ещё раз.
Ох нет, пожалуй, не надо - подумала я, потому что Авдеевка сама по себе нестрашна, страшны обстрелы.
Которые могут быть когда угодно.
И эти лица, и эти улыбки - этих ребят, что видели меня один раз в жизни, в палатке своей, под Новый год, когда они только вышли из аэропорта, я не забуду. Как не забуду я зимний тот день, и БТР, высланный нам навстречу, и как мы гнали по Краматорскому аэродрому, а Трубач стоял на броне и пел в свою трубу.
И это будет первый кадр нашего фильма.
Вашего шоу «За стеклом»
… на обратном пути из Авдеевки поваленное дерево. Часом раньше его здесь не было. Объезжаем осторожно.
Навстречу идут двое мужчин в штатском. Размахивают рацией.
Это могут быть наши военные, но в штатском. Могут быть не наши военные в штатском. И могут быть не наши невоенные.
Но с рацией.
Едут военные машины. На странных типов с рацией внимания не обращают. Ну ладно…
Но дерево объехать осторожно.
Потому что дерево само по себе нестрашно, страшно то, что может быть под деревом.
Ветра-то не было…
И это дерево пойдёт вторым кадром нашего фильма - вашего шоу «За стеклом».
… в Авдеевке живёт маленькая девочка. У неё ортопедическая проблема. Ей надо специальную обувь.
Специальную обувь в Авдеевке взять негде.
У девочки есть мама. Мама тоже очень больна.
Мама и девочка не уезжают. Здесь многие не уезжают.
Я девочку не видела, но я её поставлю третьим кадром фильма - шоу «За стеклом»
… и где мне взять ей специальную обувь?
В Красногоровке тоже многие не уезжают. Красногоровка пережила страшную зиму - я помню саночки, в которые впрягались люди. На саночках - штабелями бутыли с водой. Скрипят саночки по Красногоровке. Нечищенный снег. Ветер гоняет мусор по Красногоровке. Вынесенные обстрелами окна домов забиты фанерой. Заткнуты подушками.
Сейчас в Красногоровке лето. Мусор наконец расчищен. В палисадниках высажены цветы. Странно - никто не говорил, что не будет обстрелов. Напоминает об обстрелах снаряд, вгрузнувший в асфальт.
Лете-летел снаряд и вгруз.
Но, тем не менее, высажены цветы.
И это будет следующий кадр нашего фильма - вашего шоу «За стеклом»
Воды в Красногоровке по-прежнему нет. Но теперь её возят на велосипедах.
- О, есть связь. Ну здравствуй, это я. Мы тут пробегом, с продовольственным рейсом. Ты говорил, вам мало выдали пайка. Нужна тушёнка?
- Да!
- Картошка?
- ДА!
Поспешная встреча. Нам благодарны, нас привычно обнимают.
- Да что ж такое, я всё обнимаю рожки и рации. Подсумки, броники и гранаты. Когда же я уже обниму вас?
- Мы это снимем в следующий раз. - смеются, нетерпеливые взгляды в сторону горы продуктов.
Они голодные. Они же просто, тупо голодные.
Мы быстро собираемся, впрыгиваем в машину. Пусть скорей едят.
Нельзя бойцу стоять голодным.
- Там сепары. - улыбаются, показывают рукой.
- Далеко?
- Близко… - улыбаются, всё же нетерпеливо поглядывая на тушёнку.
Мы быстро-быстро уезжаем.
И это следующий кадр нашего фильма.
Шоу «За стеклом»
В Красноармейске «Попугай», и там наконец поедим и мы.
Там нас уже давно узнают, и безошибочно предлагают нам именно то, что мы хотим. Или они думают, что мы этого хотим.
(однажды у меня случился приступ панкреатита, а я как раз была там в «Попугае», и попросила оливье под маслом - так мне теперь по умолчанию всегда там подают оливье под маслом. Я оливье под маслом не слишком люблю, но ем с удовольствием - внимание и добро слово, оно и кошке приятно, а я больше и круче чем кошка - протестую! Круче кошек никого нет!)
… когда мы вывозили наших первых гражданских, от огня и обстрелов - мы ввели их в «Попугай»
Люди были испуганными и измученными. Трое суток они не вылезали из подвалов.
Люди были такими - наверное, такие бывают зомби. Не знаю, я зомби никогда не видела - впрочем, что их видеть, я жила рядом с ними.
Я вывозила их…
Но эти люди хотели есть. По крайней мере мы так считали. Мы были уверены, что если человек три дня сидит под обстрелами без еды - он должен хотеть есть.
Эти люди уже не знали, чего они хотят. Пожалуй, они хотели просто тишины. Но запах борща, который им испуганно и поспешно, по нашей указке подносила официантка, расширил их ноздри и через ноздри следовал к сознанию.
Сознание просыпалось, замелькали ложки. И только пятилетняя девочка почти не ела - она не отрывалась от телевизора.
- А можно найти канал с мультфильмами? - подошла я к официантке. - Эта девочка полгода не видела мультфильмов.
Эти люди полгода не видели электричества…
Нам нашли канал с мультиками. Девочка смотрела их жадно, не отрывая глаз. Ей подносили ложку с борщом, она автоматически хлебала и снова смотрела.
Два часа, пока мы рвали телефоны в поисках места для ночёвки этих людей - всё кафе смотрело мультики.
Молча и хмуро.
Все в кафе понимали, откуда мы привезли этих людей.
… когда я приезжаю в «Попугай», я знаю - официантки помнят эту девочку, и помнят меня. Они мне спешно улыбаются и подают оливье с маслом.
В Красноармейске встреча. Боец влетает в «Попугай», я взлетаю и подлетаю к бойцу - и…
… и опять обнимаю разгрузку, рацию, рожки.
- Да что ж такое… - у меня досада.
- Ничего, я пойду в отпуск, и сниму это всё. Тогда мы наконец обнимемся. - боец мне обещает.
- Ну да, ну да… - я мало верю. - Послушай, ты здесь всё знаешь. Где можно купить дёшево крупы, макароны и прочие продукты?
- Кто голоден?
- Дети.
- Купим. - Боец берёт в руки телефон.
Он здесь действительно всё знает. Мы едем на базу и покупаем - крупы и макароны, пряники и консервы.
Выезд из базы, взмахи руками - и две машины едут в разные стороны.
Машина, на которой едет боец, подарена нашим Ф.О.Н.Д.ом. Мы улыбаемся ей вослед.
И этот кадр - прощальный для сектора В. Далее - сектор С.
В секторе С, в Одном Населённом Пункте есть интернат.
Интернат, которого нет.
Интернат вывезли. Ещё до зимнего начала обстрелов этого Одного Населённого Пункта, всех детей эвакуировали. Почти всех. Но там остались дети.
У этих детей есть родители, и в данном случае родители - не лучшее, что может случиться с этими детьми.
Родители некоторых этих детей обременены бедностью, прочие - алкоголизмом. Дети жили в интернате, но перед эвакуацией родители, имеющие право решать судьбу этих детей, не позволили их вывозить. И дети пережили обстрелы. Страшные обстрелы января-февраля.
Теперь Один Населённый Пункт обкладывают обстрелами по кругу. Пока что по жилым кварталам не стреляют - но я-то помню, помню, как целили в бомбоубежище снаряды, летевшие с сепарской стороны…
Теперь в Одном Населённом Пункте относительно тихо - и злополучные родители снова направили детей в интернат.
Интернат, которого нет. Потому что он вывезен.
Тридцать три ребёнка приходят каждый день в интернат. И вечером уходят - потому что после обстрелов в интернате пропали все матрасы, одеяла и подушки. Пропало постельное бельё, конечно. Были выбиты стёкла.
Тридцать три ребёнка от первого до десятого класса приходят ежедневно в интернат и спрашивают:
- А нас сегодня будут кормить?
Им собирают продукты по домам. Но этого мало.
Их мечтают оставлять в интернате на ночь, стараясь подержать подальше от родителей, немножечко алкоголических - но спать им не на чем.
С ними воспитатели, которым никто не платит зарплату, насколько мне известно - а как платить зарплату в интернате, которого нет?
Но воспитатели приходят на работу и аккуратно отмечаются в табеле.
И над всем этим висит вопрос:
- А нас сегодня кормить будут?
И этот кадр я даже не хочу включать в наш фильм - а в ваше шоу «За стеклом»
(не хочу, а придётся)
… ехать туда небезопасно.
И мы заручаемся поддержкой Симиков.
А как нам и не заручиться - если это именно они нам дали заявку от интерната?
И мы планируем совместную поездку. Сейчас. В данный момент. Когда мы встретились - два микроавтобуса на пыльной константиновской дороге.
Нас ждёт ещё один славный командир - помощью и поддержкой которого я тоже успела заручиться. И потому что ехать туда небезопасно, и вообще…
И его подразделение держит один подход к этому населённому пункту.
Однако уже смеркалось, и меня отводят в сторону:
- Диана, мы, конечно, всё понимаем, но…
- Едем? Правда, едем? - я пританцовываю на пыльной этой дороге.
Ну, вы же понимаете - голодные дети. Тридцать три голодных ребёнка. А у меня полавтобуса продуктов.
- Едем. Но завтра. Хорошо?
- Ну нет. Ну, нас же ждут. Ну, там же дети. И славный командир.
Другой славный командир улыбается мягко, но настойчиво:
- Диана, в тех местах именно в это время начинаются обстрелы.
- Да, но командир сказал, что ждёт нас. Значит, обстрела нет?
- Нет - это не значит, что не будет.
Боже, меня уговаривают как маленькую девочку. И мне становится стыдно. Ну что я, право, действительно не понимаю?
И кадр моего стыда на пыльной этой дороге я ставлю в наш фильм.
В шоу «За стеклом»
… Тем же вечером меня догоняет звонок от славного командира. И мы встречаемся в ночном прифронтовом городе. В единственном работающем кафе.
Командир выехал от позиций, и завтра снова едет туда. Я уже знаю, что мы сегодня вечером чудом разминулись с обстрелом. Когда смеркалось, и когда меня уговаривали как маленькую девочку - не ехать.
- Без потерь? - я спрашиваю у командира.
Он качает головой слева направо. Как по болгарски - кивок, значит нет, качать головой значит да.
Командир качает головой. Это значит - нет, я неправа. То-есть да.
То-есть с потерями.
Такой вот болгарский.
- Двое двухсотых. Пять трёхсотых. И шесть контуженных. - помолчав, говорит он.
Я начинаю что-то спрашивать. Командир просит:
- Говорите громче. Я плохо слышу. - и улыбается виновато.
- Звенит? - спрашиваю я.
Он качает головой - то-есть нет. То-есть не только звенит, а и ведёт. И болит, и кружится.
Значит, семь контуженых. Вместе с командиром.
- Я скажу ребятам, вас завтра туда проведут. - говорит он.
Наверное, в моём лице разочарование. Не знаю, что в моём лице, но он вдруг спрашивает с улыбкой:
- А вы хотели, чтобы вас туда провёл именно я?
- Да! - выпаливаю я, и виновато оправдываюсь. - Вот вы спросили прямо, я прямо вам и отвечаю. Да.
Пивовар сидит напротив и помалкивает. Сейчас он аж жмурится от моей наглости.
Командир легко и просто назначает утреннее рандеву. На трассе. Где я знаю каждый камушек.
Зимой я курсировала по этой трассе - и в Один Населённый Пункт, и далее, в Дебальцево. Утром мы выезжали, когда смеркалось, возвращались. За нами следовали автобусы. Утром пустые, когда смеркалось - полные людей.
Однажды один из автобусов пришёл пустым. Морозный ветер свистел в его салоне - там не осталось целых окон.
Тогда, когда разбили наш автобус и наши машины - контузило и меня. Поэтому я тоже иногда прошу, чтобы говорили громче.
Звенит…
И эти кадры пусть тоже будут в нашем фильме.
А в вашем шоу «За стеклом»
… Утром рандеву. Собираются три автомобиля на выезде.
- Ой. А я ещё попросила ребят, что держат дамбу.
- Зачем? Там что, так опасно, куда мы едем? - недоумевает экипаж.
- Да нет. Не так чтобы опасно. Впрочем, я ещё не знаю. Но просто ребята, что держат дамбу - мой Любимый Батальон. И я за ними соскучилась.
- Ну, знаешь… - говорят мне, и добавляют: - А две машины ОБСЕ тоже ты заказала?
Рядом с нами останавливаются две машины ОБСЕ, и я уже просто не знаю, что ответить. А вдруг и вправду я их заказала?
В сонном виде, например, когда доползла до гостиницы и, не раздеваясь, свалилась на постель.
А мой Любимый Батальон - он навсегда.
И он ещё с Майдана.
Я ничего не могу с собой поделать. Я знаю и люблю разные бригады и батальоны. Я иногда целые дивизии люблю, вы представляете?
Но когда мы уезжаем из Станицы, и ребята моего Любимого Батальона машут нам руками, старательно улыбаясь - я знаю, почему они так стараются. Они не хотят нам показать, как они переживают за двух, всего двух шалопаев, уехавших на задание и не вышедших вовремя на связь.
Я тоже переживаю за двух шалопаев. Я знаю, что, как только мы вырулим за поворот, ребята моего Любимого Батальона прыгнут в машину и поедут искать наших любимых шалопаев.
Почему они сейчас не прыгают в машину и так старательно мне улыбаются? - ну, это ясно. Они не хотят, чтобы я волновалась.
Я хочу, чтобы они скорее перестали старательно мне улыбаться, и быстро командую отъезд.
Потом мы едем, и я иногда звоню им. Но все уже вне зоны.
Я не настаиваю. Когда ребята моего Любимого Батальона сочтут нужным мне позвонить - они мне позвонят.
Ночью, на выезде из Зоны, меня догоняет звонок. Нашлись шалопаи, сообщают ребята моего Любимого Батальона.
И я засыпаю.
Когда мы выезжаем из Зоны, мы всегда засыпаем. Даже те, кто за рулём.
Зона отпускает сразу.
И этот кадр - моего глубокого вздоха во славу шалопаев моего Любимого Батальона и глубокого моего сна сразу после звонка - я вставлю в мой фильм.
И в ваше шоу «За стеклом»
Сейчас мы пока ещё в Зоне, и мы едем.
Мы едем туда, где нет ни ваших и ни наших. Вернее, там есть и ваши, и наши.
И тридцать три ребёнка.
Жадно я смотрю в дорогу.
Здесь мы везли детей, когда небо чертили грады.
Здесь я прижимала детские головы к себе на колени, и всё рассказывала сказочку про зайца - чтобы дети не плакали.
А здесь у наших сопровождающих сломалась машина, прямо перед дамбой. А дамба тогда обстреливалась, и сопровождающие кричали в рацию - гоните!
Мы гнали. А людям, которых мы спасали, старались ничего не показывать. Но люди догадались.
Люди, вывезенные из-под обстрелов - очень чуткие люди. Даже если у них в ушах звенит.
Потом, когда они мне звонили и благодарили, месяца через два после всего - они спросили:
- Скажите… А тогда, когда мы остановились перед дамбой, там тогда что-то опасное случилось, да?
И эта дамба, и стоящая сломанная машина перед ней мишенью - пусть будут следующим кадром в нашем фильме.
шоу «За стеклом»
Мы подъезжаем к дому, который я видела во сне - так часто мы туда когда-то подъезжали.
Недавно, несколько месяцев назад.
Офицеры представляют меня женщине:
- Знакомьтесь, это та самая…
- Диана! - кричит женщина. - Я же её знаю! Она нам вывозила людей!
- Наташа! - кричу я, бросаясь ей навстречу.
Мы обнимаемся.
Она была одной из лучших, с кем мы работали.
В каждом бомбоубежище ситуативно находился комендант. И коменданты были разными.
Наташа встречала нас на крыльце, всегда, даже под взрывами.
В руках - неизменные списки людей, готовых к эвакуации. Отдельно общие списки, отдельно списки детей.
Она могла одним движением бровей остановить панику при погрузке, она умела рявкнуть:
- Сначала женщины и дети! Мужчины потом, если найдётся место!
И паника стихала. Мужчины отходили в сторону, виновато втягивая голову в плечи.
Мужчинам не всегда находилось место. Я помню автобус, полный женщин, детей и стариков. И остающиеся мужчины.
Один из них что-то пишет на грязном стекле. Из-за стекла ему улыбается заплаканная женщина, двое детей на руках.
Автобус заводит мотор, колёса пробуксовывают в снегу. Мужчина отходит в сторону. На грязном стекле надпись:
«Я ЛЮБЛЮ ВАС»
И этот кадр мы тоже ставим в наш фильм.
И в ваше шоу «За стеклом»
… на полупустых дорогах серой зоны запоминается каждая встречная машина. И каждая параллельная.
Так мало здесь машин, что не запомнить невозможно. С некоторыми мы уже даже раскланиваемся.
Одна из них мечется по схожим с нашими траекториям. То рядом, то навстречу, то сбоку выскочит, когда мы едем на Попасную.
- Львовские волонтёры. - говорит кто-то в экипаже.
Через день мы узнаем, что львовские волонтёры подорвались на фугасе.
Через два дня мы приедем в госпиталь проведать единственного из выживших. Ну, как проведать? - узнать, чем помочь, и немножечко помочь.
И последние кадры жизни этой погибшей машины я вставлю в наш фильм
В шоу «За стеклом»
… в Попасной адская пыль.
Как будто здесь был ад, теперь осталась только пыль. А так и есть.
Здесь только что закончился обстрел. Мы снова чудом разминулись с обстрелом.
- Спасибо, спасибо. - кивает головой маленький боец, каска болтается на голове.
Маленький боец смотрит на нас, но как бы сквозь нас. Глаза сухие, но отчего-то я знаю, что сегодня вечером он будет много плакать. Он будет реветь белугой, когда нальют ему, и он помянет.
Двое погибших.
Это много для бойца, что только вышел из ротации.
Да это для любого много.
И один много…
- Простите. Я немного потерянный. - вдруг говорит нам маленький боец, подняв голову и глядя на нас совершенно сухими, распахнутыми глазами. - Двое двухсотых, понимаете… А мы только вышли.
Я обнимаю его. Что-то шепчу на ухо.
Я снова обнимаю рожки, гранаты, рацию и броник.
Я обнимаю его с такой болью, с какой я обнимаю ребят моего Любимого Батальона, роднее которых у меня в Зоне нет - ребят, с которыми я в этот раз так и не увиделась.
Ну что ж. Я перевозчик.
Я сама так назвала тех, кто возит в Зону грузы.
А в этом рейсе не было грузов для ребят моего Любимого Батальона - и я не стала к ним заезжать.
Каждая минута перевозчика расписана. Не волен в чувствах перевозчик.
Я обнимаю его так, как обнимала я Лёшку - маленького бойца тридцать второго блокпоста, когда он вывез из окружения сгоревшие останки своих товарищей.
И кадр этого моего фильма всегда со мной, как запах, который шёл от Лёшки - запах горелого человеческого тела.
… А маленький боец позвонит потом, через три дня - и снова будет извиняться за то, что был таким потерянным.
И этот кадр - огромные детские глаза маленького бойца, и каску, болтающуюся на его голове - я вставлю тоже в наш фильм.
В ваше шоу «За стеклом»
… когда нас отпускает Зона.
Когда она уходит за спину, становясь всё дальше…
я начинаю говорить.
Я говорю о фильмах и о книгах. Я о Шекспире говорю зачем-то, и Катя внимательно слушает, значительно кивая.
- Всегда у неё такое. - говорит вдруг Пивовар. - Я уже заметил. Как только проезжаем последний блокпост, она начинает говорить без умолку.
Я улыбаюсь, умолкая. Потом я снова говорю, но продолжаю улыбаться.
Пожалуй, да. Пожалуй, он прав.
Всегда у меня такое…
… Отпустила Зона.
Отпустила, поганка.
Подлая.
Живой…
Он не уснул после Полтавы. Он просто устал.
Мы все устали.
Мы уже видели, что машина не вписывается в этот поворот. Мы видели за доли этих бесконечных секунд, как он борется за ключевые полметра - полметра отделяли нас от нехорошего кювета. Наша задача была - уйти в кювет относительно хороший, где у нас есть шансы остаться в живых.
Всё ведь познаётся в сравнении.
Лететь в относительно хороший кювет тоже страшно. Страшно потом сидеть и тихо смотреть налево - ляжем, нет?
потом смотреть себе под ноги - дымится пол. Взорвётся,нет?
Те, кто сидел спереди, выскочили сразу. Я сидела сзади.
Я была босой, и, справедливо решив, что ночью на траве мне стоять будет холодно, а обуться я всё равно не успею - я сгребла пледики и поползла к правой двери. Дверь не открывалась.
Катя терзала дверь снаружи и кричала кому-то:
- Её заклинило! Она не открывается!
- Катя, давай попробуем на заднюю. - говорила я, и, волоча пледики, ползла к задней двери.
Её тоже заклинило.
Сквозь мутные стёкла я видела, что сверху, на дороге, останавливается много машин. Откуда-то выскакивали бойцы. Без броников и без разгрузок. Без касок и гранат. И без рожков.
Бойцы ехали домой.
«А, это колонна…» - вяло подумала я.
«Сейчас Катя им расскажет, что мы волонтёры, и вернётся с целой кучей заявок.» - я ещё подумала.
«Хоть бы спросила, какая бригада или батальон.» - снова подумала я и решила всё же заняться своим спасением.
Я поползла к передней двери и тут решила потерять сознание. Не выпуская из рук пледиков…
«Меня не видно. Мне не помогут. Я за стеклом» - думала я, клонясь на спинку передних сиденьев.
- Какой батальон? - спросила я у Кати, когда мы уже вырулили из кювета, и, не сумев просигналить благодарно, по причине сломанного клаксона, махали ручками военной колонне.
- Да что я, спрашивала? - возмутилась Катя. - Мне надо было тебя спасать, мне было не до этого.
… потом я узнала, что в эту ночь возвращался на ротацию из Зоны мой Любимый Батальон.
Батальон, где меня не знают разве только новенькие - и то, если они служат всего первый день.
- Если это были они, то как они тебя не узнали? - удивлялся Пивовар.
- Я была за стеклом. За мутным стеклом. - говорила я.
Я видела всех - меня никто не видел. И мне никто не мог помочь.
И это был самый страшный кадр моего фильма - когда была я за стеклом…
… Вы ничего не увидите, если вы за стеклом.
Вы ничего не поймёте в этом фильме, которое считается шоу - пока вы не войдёте туда.
Разбейте эти стёкла.
То, что за ними - не шоу. И, конечно же, не фильм.
То, что за ними - жизнь. В которой смерть каждый день. Даже если она сегодня проходит мимо.
Услышьте, как слышат те, кто в Зоне - как различают на слух аккорды миномётов.
Увидьте их глазами.
Вдохните запах горелого человеческого тела и навсегда запомните этот запах.
Не бойтесь этого.
Да, это страшно.
Но ещё страшнее ничего не видеть - когда ты за стеклом…
Прим.
Сегодня Ф.О.Н.Д. снова отправляется в Зону.
Для армейских закупок Ф.О.Н.Д.у нужна ваша помощь.
Реквизиты
https://www.facebook.com/fondDM/posts/1615417812050324 Если вы хотите помочь детским интернатам Зоны - делайте приписку в ваших переводах. Мы учтём ваши пожелания.