Оригинал взят у
d_ryabinin в
Куйвашев, башня Сибрука и метафизический Екатеринбург «…при жизни Служителя Сущего этой башни,
которая каждый день торчит в моем окне, еще не было».
С.А. Новопашин «Шестая башня»
«Чтобы что-нибудь понять в современном мироустройстве, нужно для начала сдвинуть мозги набекрень и при этом по возможности не свихнуться» - так сформулировал свой очередной закон всемирно знаменитый публицист-сатирик, историк, политолог и экономист Сирил Норткот Паркинсон. Порой трудно не согласиться. Ведь зачастую только кажется, что людьми двигает некая рациональная концепция, план стратегического развития или какая-либо экономическая или социальная программа… Копнешь поглубже - и выясняется на поверку, что рациональность то как раз и «отдыхает», в то время как необъяснимые и смутные мотивы, этакие протуберанцы иррационального дна нашей психики вовсю командуют нашими действиями. И подавляющая часть человечества об этом даже не думает, да и не знает, а нередко и знать не хочет.
Есть те немногие, кто отдает себе отчет в истинных мотивах и глубинных причинах своих действий. Есть-есть… Иначе бы много чего интересного в нашей реальности, в нашей истории попросту не появилось бы. Но даже и в том случае, когда человек, герой - в классическом, античном понимании этого слова, совершающий некий исторически значимый поступок, не осознает тайных пружин своих решений и действий, всё равно - это не умаляет его свершения. Просто дает возможность другим, более продвинутым, так сказать, в сфере метасоциальных коммуникаций, прочесть максимально возможное количество смыслов того или иного поступка героя.
Такая вот присказка. А сказка начинается с того, что впервые с той поры, когда в Свердловске была почти построена новая телебашня (1983-1991 гг.), появился человек - нынешний губернатор области Евгений Куйвашев, провозгласивший требование на перевод этого знакового здания-недостроя из федеральной собственности в собственность областную. Случилось сие событие 25 июня 2012 года,
о чем и сообщила служба известного уральского портала Ura.ru. И уже 9 июля
там же, в материале Михаила Вьюгина мы читаем: «Случилось! Недостроенная телебашня в Екатеринбурге перешла в управление свердловского правительства».
Итак, почему факт перехода этого архитектурного сооружения, неясного и даже возможно сомнительного назначения может считаться чуть ли событием века? Стояла себе вышка, и стояла, потихоньку осыпаясь бетонной крошкой марки 400, ландшафт Екатеринбурга скорее дополняла, чем портила…ну да, кровь на ней есть, не без этого… Что еще? Владелец - «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС), застройщик - трест «Спецжелезобетонстрой». Название хорошее. Уверенное и железобетонное.
Для того чтобы понять непонятное в этой истории, последуем совету автора законов Паркинсона, и попытаемся «для начала сдвинуть мозги», а именно - совершим экскурс в одну из древних традиционных наук - сакральную географию. Предмет её изучения, кстати, заключается совсем не в том, чтобы описывать сакральные (священные) места вогулов, ненцев или какого-либо еще этноса, как это себе думают научные сотрудники исторических и археологических институтов, а совсем в другом. Эта забытая профанами наука опирается на сакрализованное восприятие сторон света в соответствии с этноцентристской мировоззренческой парадигмой, как пишут словари, но не только. Она изучает качественное пространство, пространство, насыщенное смыслами и соответствиями (например, звездному небу). Там, где обычный человек видит лишь гору или реку, посвященный видит смыслы, духов места или промысел господень, материализацию небесного плана и даже математические зависимости… Не в даваясь в подробности, могу лишь сделать ссылку на текст (
стр. 30-51) о сакральном пространстве Урала авторства С. Новопашина, который, в частности использует наработки А. Дугина, Г. Жоржеля и других традиционалистов.
Вслед за автором «сакрального Урала» считаю необходимым отметить что «тема «священного Урала» не нова, но в силу понятных причин, не получила должного развития, оставаясь за рамками прагматического, рационального сознания. Наверное, это и к лучшему… Ведь исследования мистиков и эзотериков XIX века и начала века XX, касающиеся поисков единой для индоевропейцев прародины, повлияли так или иначе на глобальные процессы, приведшие в том числе и к мировым войнам». Вот так-то!
Екатеринбург, позиционируемый как «столица Урала», не избежал участи сакрализации. Причем, он сознательно (!) закладывался как место финала истории и начала новой эры. Ни больше - ни меньше. Отсюда его саксонская геометрия. Так на карте-схеме 1737 года будущий город (бург) -завод-крепость в плане имеет форму четкого квадрата, на который как бы наложен еще квадрат со сдвигом в 45 градусов, что дает тенденцию будущего разрастания квадрата до восьмиугольника, что отражено даже в геральдике города, и далее - стремление стать кругом. Но именно квадрат, а не естественный круг в постройке городов является признаком сознательного «метафизического планирования», если так можно сказать. Что в полной мере отражено в планировке двух бургов - Санкт-Петербурга и Екатеринбурга (Катериненбурха, Екатерининска, Свердловска).
«В данном случае, -
пишет прозорливый А. Филимонов со ссылкой на Генона, - уместна, в какой-то степени, аналогия с Иерусалимом, вернее с тем образом этого города, который складывается в представлениях первых христиан - с Небесным градом Иерусалимом. В видениях Иоана Богослова Небесный Иерусалим, спускаясь на землю, обретает форму квадрата. Мы, современные екатеринбуржцы, живущие в конце ХХ века, настолько сильно сознаем свою зависимость от квадрата, которым наш город являлся в первые годы своего существования, что рисунок крепости-завода Екатеринбург двадцатых годов ХVШ века появляется на эмблеме города Свердловска, разработанной и утвержденной к 250-летию города, и сохраняется на эмблеме города Екатеринбурга наших дней. Квадрат крепостных стен, некогда окружавших завод и прилегающее к нему поселение, воспроизводится как на капителях колонн у входа в часовню Св.Екатерины, выстроенной и освященной в год 275-летия Екатеринбурга, так и на ярлычках на продуктах и товарах, выпускавшихся в нашем городе за последние 30 лет».
И далее, сам мэтр традиционализма
Рене Генон пишет о символизме квадрата: «Эта форма - окончательный и финальный элемент проявления в телесном состоянии, она соответствует концу цикла проявления, тому, что мы называем «остановкой циклического движения». Это и есть конец Света, Finis Mundi. Но не все так страшно. Это место - и начало нового цикла, точка рождения новой эры человечества. Интересующихся отсылаю к замечательному тексту нашего земляка А.А. Филимонова «
История развития города в свете идей французского мистика Рене Генона», подробно объясняющего этот аспект города на Исети, и в довесок - очерк С.А. Новопашина
«Алхимический и полярный символизм урало-сибирской геральдики» (стр. 58-73).
Однако оказывается, существует и так сказать «анти-сакральная география», обустроенная, согласно взглядам ряда исламских суфиев, христианских и иудейских посвященных в эти тайны, агентами «князя мира сего», падшими ангелами и т.п. Ключевой же фигурой, проливающей свет на эти и подобные им загадки, является
Рене Генон, потрясающей глубины знаний человек, традиционалист, суфий. Он-то как раз и указал на один из объектов, имеющих анти-сакральный смысл, расположенный на Среднем Урале. Это т.н. «Шестая башня Сатаны», послужившая в числе других семи башен сюжетом для ряда авантюрных романов, теософских и научных исследований - самого Р.Генона, и в частности,
У.Сибрука, указавшего на форму полумесяца, образованного семью башнями на территории от Африки до Западной Сибири, на тайный храм Лалыш огнепоклонников йезидов, на загадочную миссию Мелека Тауса (возможно, аналога Люцифера в западной традиции) и мн.др. Но не следует предаваться панике и искать проявления козней дьявола, ведь Мелек (Малик - царь) Таус (Павлин) получил негативную оценку лишь после реформы Заратустры, которую унаследовали от зороастризма иудаизм, христианство и ислам. Ведь йезидизм - солярная вера, солнечная, о чем недвусмысленно говорит вся символика этой древней религии: «кельтские» кресты, свастики, шести- и восьми лучевые звезды и таковые же многогранники.
Впрочем, это не помешало С. Новопашину, вслед за Геноном и Сибруком демонизировать и саму башню, и персону Мелека Тауса - в жутковатом рассказе «Шестая башня», опубликованном (
здесь) в 2006 году, и в «Литературной коллекции» журнала «Веси» в 2009 году (№7-8): «…семь башен, соединенных условной линией, образуют серп, дугу. Нижний рог дуги начинается в районе Нигера в Африке, откуда с древних времен, как писал Абдуль-Каим, выходили страшные колдуны; вторая - в горном районе Судана, населенного ликантропами и третья - в Сирии. Четвертая вышка располагается в Ираке - к востоку от Моссула…<> По пятой башне с информацией скупо. Её - башню, Генон отмечал в Туркестане, - дуга проходила по краю территории бывших Туркменской и Казахской Советских социалистических республик, уходя на север - в Зауралье. Где, как считал Служитель Сущего, и находятся две оставшиеся. Одна из них здесь - возле здания цирка. Тогда получается, что вечный «недострой» применительно к вышке - концептуален, может это задумка такая - «башня пустоты», «башня молчания».
Аналогичную точку зрения на башни, скрывающие места падения ангелов, имеет и уральский суфий Али Тургиев, прямо называющий одну из своих работ «Башни Сатаны» - на сайте «
Новая Атропатена».
Не поленившись порыться в своих архивах, я нашел некоего рода подтверждение взглядов Генона и Филимонова на эсхатологический аспект миссии Екатеринбурга. В изданной в 2008 году екатеринбургским издательством «Креативная Команда «Кипяток» раритетной книге (на трех языках!) «Святой Лалыш» есть и фотоснимок коридора Шех Шамс в храмовом комплексе Лалыш (Северный Ирак, Южный Курдистан), построенный более 2 тыс. лет назад, на потолке которого размещен барельеф-орнамент в виде двух наложенных друг на друга квадратов, идентичный плану Екатеринбурга начала XVIII века. И, кстати, догадка Новопашина относительно «башни молчания» косвенно подтверждается тем фактом, что «Лалыш», это и есть «храм молчания, немого общения».
К слову сказать, община йезидов/езидов в Екатеринбурге превышает уже две тысячи человек. Они вернулись на свою северную прародину спустя более двух тысяч лет после того как ушли с Урала со времен царя Йима. Круг замыкается.
Версий же о тайном предназначении башен и любых вышек вообще существует немало. Еще в древности неизвестные нам народы, обладающие непонятными технологиями, сооружали так называемые мегалиты - дольмены, кромлехи и менгиры, расположенные чуть ли по всему миру, включая побережья Европы, Крым, и Урал. Менгиры - вертикально поставленные гигантские глыбы, выполняли, как считают некоторые исследователи, функцию игл, вставленных в точки акупунктуры Земли, и удерживающие таким образом некий баланс энергий. В случае с планетой - баланс теллурических энергий. Как правило, на месте таких - активных точек возводились культовые священные сооружения, позднее - в том числе и православные храмы, исламские мечети.
В екатеринбургском случае, сакральным местом является Плотинка и вся пойма Исети вплоть до, наверное, улицы Декабристов или далее, известная еще в 1980-е в среде аборигенов как «страна дураков». Причем «дурака» следует понимать скорее как неофита (смотри соответствующую
карту Таро), вошедшего в эту «страну» для посвящения, иногда, впрочем, для самого обычного, начинаемого с вопроса «Закурить не найдется?». Вся эта территория начинается с плотины, которую приказал построить Василий Татищев, увидевший накануне сон, в котором «чудская» царица посоветовала ему затопить могилы ее погибших воинов вдоль Исети. Затем - «метальная лавка» - некогда водонапорная башенка, Музей железных машин под открытым небом, далее - здание цирка, сакральная функция которого - управление зодиаком (животными-созвездиями) и проведение карнавальных инверсий, когда опять же «дурак» (клоун) может выполнять роль царя, правителя. Позже к «точке управления», куда и была воткнута «игла» башни-менгира, подтянулся «китайский фактор» - в виде постройки здания «Шанхай», потом - иудейская община, построившая рядом синагогу… Вдоль берега Исети (Исседона) выстроились представительства субъектов УрФО, далее, на ул.Гоголя - диппредставительства Британии и США… Как сказал некогда знаменитый уральский бард и продюсер Александр Новиков: «Скучковались, графоманюги!».
И вот, свершилось то, что и должно было произойти. Волей того, чье имя переводится как «дважды рожденный», как некий царь и жрец в одном лице, взял эту шестую по счету башню, описанную Геноном и Сибруком еще в начале XX века, когда её еще не было на физическом плане, под свою опеку.
Согласно Генону, все знаки Конца актуального цикла и Начала нового круга Времени налицо. Счастлив тот, кто живет в это время! Видящий да увидит!
И, напоследок - для любителей нумерологии. Проектная высота телебашни должна составлять 361 м, на деле же она была достроена до 219,25 метров. Сумма и того, и другого числа дает 10, что лишний раз подтверждает серьезность темы, ведь именно десятка символизирует как полный цикл (колесо времени), так и конец и начало, а в понимании «восточных тамплиеров» это еще и единство противоположностей, где ноль - суть Абсолют (покой), а единица - Начало (движение), т.е. и смерть, и жизнь «в одном флаконе». Загрузил?
Дмитрий Рябинин