Опыт исторического интервью. Владимир Познер и Николай I (1)

Apr 01, 2012 11:15

Программа 1-го канала «Познер» от 26 декабря 2011 г. по неизвестной причине была снята с эфира. Была также стерта исходная запись. Но осталась стенограмма, которую предлагается прочесть и сделать свои выводы.
Владимир Познер. Интервью с Николаем I

Стенограмма телевизионной программы «Познер» от 26 декабря 2011 г.

В. ПОЗНЕР (крупный план). Уважаемые телезрители. Сегодня необычная программа. Впервые в истории телевидения появилась возможность задать вопросы исторической личности. То есть, не нашему с вами современнику, а деятелю отечественной истории.
Признаюсь честно, я испытываю сильное волнение и едва верю в происходящее в этой студии. Но должен вас заверить, что это не галлюцинация, не спиритический сеанс и не инсценировка. Благодаря отечественной науке, исключительно науке, сегодня мы получили возможность задать вопросы Николаю Павловичу Романову, российскому императору Николаю I.
В настоящее время Николай Павлович находится в Петергофе в своей резиденции в 1854 году. Наша камера установлена в его кабинете. Это невероятно, но это так. Напомню вам, что сегодня 14 декабря по старому стилю, по новому - 26 число, суббота.
Дайте, пожалуйста, картинку..

(На экране в студии Николай I).

Позвольте в первую очередь поблагодарить Вас за согласие принять участие в нашей программе. Несмотря на все трудности, на нехватку времени и невероятность происходящего.
Скажите, как к Вам лучше обращаться? Мне и моим современникам было бы удобнее называть Вас по имени отчеству. Что вы на это думаете?

(Пауза).

НИКОЛАЙ I (крупный план). Я был и остаюсь императором Всероссийским, царем Польским и великим князем Финляндским. Мне хотелось бы, чтобы ко мне обращались должным образом.

В.ПОЗНЕР. Хорошо. Ваше Императорское Величество. Вы стали государем случайно в силу необычного стечения обстоятельств. Никто не мог даже предположить, что вся полнота власти в российской империи перейдет Вам. Скажите, как вы отнеслись к неожиданному подарку судьбы. Что вы чувствовали во время коронации.

(Пауза).

НИКОЛАЙ I. Мое вступление на степень, к которой столь мало вели меня и склонности и желания мои: степень, на которую я никогда не готовился и, напротив, всегда со страхом взирал, первоначально обескуражило меня. Когда Государь Александр I впервые завел о том разговор, я был в совершенном смущении. Это произошло в лето 19-го года. Он признался тогда, что сам никогда не знал семейного щастия. Причиной тому была связь, которую он имел в молодости. Государь рассказал мне тогда, что Константин Павлович решительно не хочет ему наследовать на престоле, имея природное отвращение к сему месту. Посему оба они видят знак благодати Божией, даровавшего мне сына. И что я должен знать наперед, что буду призван на сие достоинство.

В.ПОЗНЕР. И что вы ему ответили?

НИКОЛАЙ I. Я осмелился сказать, что никогда на это себя не готовил и не чувствую в себе ни сил, ни духу на столь великое дело. Государь дружески ответил мне, что когда ступил на престол, был в том же положении.

В.ПОЗНЕР. То есть вы приняли предложение. Хотя хорошо понимали, что не подготовлены к этой роли и не были вполне уверены, что справитесь с ней. Вас не готовили к власти. Вы должны были занять некую подчиненную должность в управлении страной. И вдруг на вас обрушилась вся полнота ответственности. С одной стороны серьезное бремя, а с другой эйфория.

НИКОЛАЙ I. Я принял престол потому, что такова была воля государя Александра I, моего старшего брата.

В. ПОЗНЕР. Да, конечно. Сегодня мы будем говорить о роли личности в истории. И я хочу понять, что это было, случайность или закономерность. Уверен, что этот разговор будет интересен и нашим телезрителям. Очень важно знать свою историю, понимать механизм исторического процесса, чтобы не повторять ошибки прошлого.
Итак. Вот послушайте, что писал историк Сергей Федорович Платонов о Вашем царствовании. (Читает.) «Знакомясь с правительственной деятельностью изучаемой эпохи, мы приходим к заключению, что первое время царствования Николая 1 было временем бодрой работы и имело поступательный характер… Однако позднейший наблюдатель с удивлением убеждается, что эта бодрая деятельность не привлекала к себе ни участия, ни сочувствия лучших интеллигентных сил тогдашнего общества... Одну из причин этого явления можно видеть в том, что само правительство императора Николая I желало действовать независимо от общества и стремилось ограничить круг своих советников и сотрудников сферой бюрократии».
А вот еще очень важный момент: «Установилось своеобразное отчуждение между властью и теми общественными группами, которые по широте своего образования и по сознательности патриотического чувства могли бы быть наиболее полезны для власти. Обе силы - и правительственная, и общественная - сторонились одна от другой в чувствах взаимного недоверия и непонимания и обе терпели от рокового недоразумения.
Лучшие представители общественной мысли, имена которых мы теперь произносим с уважением: Хомяков, Киреевские, Аксаковы, Белинский, Герцен, Грановский, историк Соловьев, лишенные доверия власти, они не могли принести той пользы отечеству, на какую были способны. А власть, уединив себя от общества, должна была с течением времени испытать все неудобства такого положения».

НИКОЛАЙ I. Историк вправе судить минувшее. Также и потомки вправе знать и понимать поступки властителей, двигавших страну вперед. Но крайне затруднительно поставить себя на место государя, вынужденного ежедневно и ежечасно производить множество малых дел, от которых зависит общея картина правления.
Previous post Next post
Up