Nov 26, 2014 20:18
Года 3 назад, когда мне до смерти надоела бухгалтерия, я искала альтернативные пути применения своего диплома и знаний. Одним из вариантов было устроиться преподавателем в какой-нибудь обучающий центр. Вариант этот мне настолько нравился, что я изо всех сил пыталась устроиться преподавателем хоть чего-нибудь. Примерно через полгода, не получив ни одного толкового отклика, я отказалась от идеи, хотя мечта где-то там так и осталась. И тут командировка в Екатеринбург на проведение обучения заказчика. Мои любимые самолеты, команда из 8 человек, 2 недели непрерывных занятий, отдых от обычной деятельности. Ура!
Второй раз за год я столкнулась нос к носу со своей мечтой и была несколько ммм...обескуражена. Потому что к потоковому преподаванию надо иметь талант. Луженую глотку. И невероятное терпение. Ну и опыт. Потому что обучать 2 недели с 8 до 5 и не сдохнуть - это только опыт. Мне повезло попасть ассистентом к человеку с талантом (или призванием) к преподаванию. И за этим приятно и интересно наблюдать. Сравнивать. И примерять к себе. Мне кажется, идеальный вариант примерить к себе профессию - идти подмастерьем к мастеру. И работать на подхвате, но постоянно, не 2 часа по выходным. Только тогда можно многое понять о себе и профессии.
Например, любое обучение при внедрении почти всегда сопровождается конфликтными ситуациями. Потому что мы обучаем не тех, кто заплатил свои деньги и решил чему-то выучиться, а тех, кого поставили перед фактом "через 3 месяца вы будете работать на этом". И люди сливают своё недовольство на нас, что способно вывести из себя. И к такой работе пригодны люди, способные мягко гнуть свою линию, дочитывая свой материал до конца. Там, где я уже раз 5 бы вспылила, моя коллега отвечает на вопросы, пока конфликт не будет исчерпан, а затем продолжает рассказывать материал. Хотя иногда и ей приходится слегка повысить голос, когда группа начинает нестись вперед, не слушая никого.
На такой работе жизненно необходимо умение отделять личное от рабочего. Потому что если сразу не понять, что всё их недовольство относится к предстоящему внедрению и переходу, а не тебе или твоей работе, то можно довольно быстро сгореть. Хотя все равно иногда утомляет, но гораааздо меньше.
С другой стороны, потоковое обучение дает возможность со стороны наблюдать за людьми. Групп много, люди каждый день меняются, да и одни и те же группы приходят в разном составе.
И тогда, например, выясняется, что способность к обучению совершенно не зависит от возраста. Мы видели как молодых девушек, не желавших ни во что вникать, так и пожилых женщин, довольно шустро разбиравшихся в новой для них программе.
В 80% случаев в группе обучения есть гласный или негласный лидер, и от его настроя напрямую зависит поведение группы. Если лидер приходит с поджатыми губами, значит вся группа будет выражать недовольство по любому поводу. Это такой бастион недовольства для поддержания старого порядка работы. Если же лидер или начальник настроен спокойно, то подчиненные охотно учатся и довольно быстро вникают. Не все, конечно, но в случае коллег из одного отдела настрой ооочень влияет.
С третьей стороны, я была неправа, полагая, что никто и никогда не будет доволен обучением по переходу. Больше чем на половину это заслуга преподавателя: увлечь, показать программу с выгодной стороны, снять острые вопросы, разъяснить непонимания, иногда показать, что мы готовы пойти навстречу их пожеланиям. Хотя ничего из этого не поможет, если человек твёрдо счел новую программу вселенским злом.
Лично меня потоковое обучение невероятно измотало. Я буду рада приехать домой и позабыть на время про УПП, Екатеринбург и обучение. К этому действительно нужна привычка и опыт.
Ну и я действительно рада, что не стала когда-то преподавателем. Не создана я для потокового обучения в режиме 5 на 8, у меня другие режимы работы.
рабочие тетради,
поток мыслей,
работа